error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='4129',showed='1',date=NOW(),ip='3.14.143.149',sess='ja719aa10km6jfp20ghl9gmf36',url='http://mainjob.ru/publications/?view=4129'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Кризис управленца | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Кризис управленца


Ирина Вшивкова
Источник: ФК-Менеджер

Можно ли предотвратить "кризис управленца" или "синдром выгорания на работе"? Что делать, если вы чувствуете, что очень устали и у вас в прямом смысле этого слова опускаются руки? Увы, эти проблемы сверхактуальны

Можно ли предотвратить "кризис управленца" или "синдром выгорания на работе"? Что делать, если вы чувствуете, что очень устали и у вас в прямом смысле этого слова опускаются руки? Увы, эти проблемы сверхактуальны практически для любого преуспевающего менеджера.

"Слагаемые" усталости

Начнем с того, что усталость накапливается от любой формы деятельности, не только от управленческой. Но если говорить конкретно об управленцах, особенно высшего звена, то нельзя не учесть, что им приходится отвечать за весьма широкий спектр задач, а значит, все их нужно одновременно держать в голове. Чем выше уровень управления, тем больше приходится совмещать видов деятельности, с большим числом людей общаться, следовательно, и больше уставать от переключения с одного на другое. Это первое "слагаемое".

Второе "слагаемое" - конфликт личностных ценностей руководителя с тем, что неминуемо диктует бизнес. Допустим, некто Н. организовал собственное предприятие, которое становится смыслом его жизни. Причем предпринимательская деятельность для Н. - это возможность не только и не столько зарабатывать деньги, сколько заявить о себе, оставить после себя какой-то след. Н. подбирает себе работников-единомышленников, которые также разделяют его намерения и цели, строит команду. Но очень скоро бизнес начинает диктовать свои правила: надо быть конкурентоспособным, надо наращивать капитал, чтобы оставаться на плаву, искать партнеров, которые могли бы оплатить научные, творческие изыскания… Тут уже не до самореализации и высоких целей. У Н. возникает стресс: его личные установки вступают в конфликт с собственным бизнесом. Каждое решение в пользу требований бизнеса дается ему с огромным трудом, а на восстановление требуется все больше времени.

Третье "слагаемое" - этикет. Как показывает опыт, от необходимости одеваться соответствующим образом, говорить определенным языком, обедать и ужинать только там, где "требует общественное положение", люди тоже очень сильно устают. Часто высокопоставленный руководитель фактически должен вести двойную жизнь, у него не всегда есть возможность быть самим собой. А учитывая, что около 90% управленцев среднего, а особенно высшего звена не позволяют себе полноценного отдыха в выходные (с отключенным телефоном) и годами работают без отпусков, то расслабиться они могут только дома на диване. И хорошо еще, если семья - это то место, где можно расслабиться. Бывает, что члены семьи добавляют им очень много проблем. Два-три года в таком режиме, и наступает физическое и психологическое истощение. Вылезают самые разные "болячки", случаются нервные срывы. Человек может разучиться радоваться жизни, получать удовольствие от самых простых вещей - вкусной еды, общения с другими людьми, солнца и деревьев за окном. Работа кажется сущей бессмыслицей.

Пороги жизни

Часто приходится слышать вопрос: можно ли обозначить какой-то критический срок, после которого наступает такое состояние? Уверена: нельзя говорить о сроках. Есть люди, которые лет десять способны жить, принимая на себя весь спектр негативного воздействия, о котором мы говорили. Все зависит от индивидуальных особенностей человека, типа его нервной деятельности, умения расслабляться и восстанавливать силы. У каждого из нас она разная. Допустим, вы идете по тротуару в новом светлом пиджаке или пальто. Проезжает машина и обливает вас грязью. Если вы человек с высокой степенью толерантности, то эта неприятность не выведет вас на весь день из равновесия. Вы просто предпримете быстро какие-то меры, чтобы привести себя в порядок и не опоздать на важную встречу. Человек с низкой степенью толерантности после такого "приключения" просто не будет способен нормально продолжить день: он будет пребывать в состоянии, близком к истерике или депрессии, постоянно вспоминать, как все это утром произошло, как распоясались водители и т. п. Он может быть не в состоянии с кем-либо встречаться и заниматься делами.

Есть люди, которые сильнее начинают чувствовать усталость в периоды экономического спада. Есть и те, кто в трудные годы, напротив, максимально мобилизуются. Это тоже особенность психики. Для последних спокойное течение дел - прямая дорога к депрессии. Всплески, неровности, бури для них жизненно необходимы.

Наши обычные "жизненные пороги", через которые у любых людей происходят запланированные (или нет) изменения, - три, пять и семь лет. Не важно даже, кто вы: управленец или домохозяйка. Изменения необязательно происходят на службе, но, тем не менее, на работоспособности они всегда сказываются. Кто-то меняет окружение, среду обитания, места отдыха, переставляет мебель в квартире, переезжает в новый район, женится, разводится, рожает детей. Кто-то меняет нечто внутри себя: повышает свое образование, например. Кто-то изменит всего лишь стиль одежды и цвет волос, и ему уже хорошо, повышается настроение, работоспособность. Беда в том, что чем выше пост человека, тем труднее ему найти то, что можно изменить. Судите сами, окружение подбиралось и без того долго и тщательно, все мыслимые и немыслимые образования уже получены, вне работы - ко многому положение обязывает, выбраться в отпуск и побыть вдали отдел наедине с самим собой получается крайне редко. Для людей, в чьих личностных особенностях есть стремление к сохранению порядка, стабильности, риск появления усталости управленца в такой ситуации снижается. Для тех же, в ком заложено природой стремление к изменениям, поиску, творчеству, - он повышается. Усталость у таких людей возникает в первую очередь от однообразия.

Делегирование полномочий

Иногда спрашивают: сравнимы ли психологические нагрузки наемного менеджера и собственника бизнеса? Собственником быть намного труднее. Любой наемный служащий отвечает за свой участок работы. Если он устал, то может уйти на другую должность, в другую компанию, взять отпуск. Собственник не может просто так все бросить. Когда надоело то, чем занимаешься, не всегда можно решиться закрыть старое дело и вложить средства в новое. Причина и в том, что фирма может по-прежнему приносить доход, и в том, что нельзя подвести партнеров по бизнесу, и в том, что всех сотрудников в один день на улицу не выставишь. Тут собственники часто находят выход в делегировании полномочий. И для успешного делегирования, и для передачи дела в доверительное управление необходимо иметь очень высокую степень доверия к тому человеку, который возьмет на себя ваши функции.

Найти себе достойную замену бывает крайне сложно. Если я скажу трем разным людям: "Наведи порядок в этой комнате", то один из них будет стараться навести порядок, никуда из комнаты не выходя. Он не вынесет оттуда даже мусор, то есть воспримет свою задачу слишком узко, фугой, напротив, возьмется за дело с размахом и наведет порядок не только в этой комнате, но и во всем здании. Третий же начнет согласовывать со мной каждый свой шаг и без конца задавать вопросы: а подмести ли пол, а покрасить ли стены, а помыть ли окна? Руководителю в каждой конкретной ситуации очень важно выбрать именно того, кто в данной ситуации больше всего подходит. Иногда искусству делегирования нужно специально учиться. Надо отметить, что для управленцев существуют специальные курсы по делегированию полномочий.

Особое мнение

Наталья Алексеенко, директор психологического центра "Альтернатива", член профессиональной психотерапевтической лиги:

- Когда разговор заходит об усталости управленца, необходимо учитывать три составляющих нашей жизни: интеллектуальную, эмоциональную и телесную. Человек, ведущий активный образ жизни, регулярно испытывает ощущение усталости. И это нормально. Однако настораживать должно накапливающееся ощущение нехватки сил, апатии и вынужденности происходящего. Как правило, это сигнал о том, что пора пересматривать мотивацию и ставить новые цели. Необходимо также позаботиться о телесной и эмоциональной "перезагрузке". И нужна антикризисная программа, объединяющая все эти аспекты одновременно.

"Плохой" и "хороший" трудоголики

Так что же такое трудоголизм - полезная черта, позволяющая достичь высот в карьере, или же болезненное состояние, неминуемо заканчивающееся срывом и усталостью? Бывает плохой и хороший трудоголизм.

Хороший - это когда человек с радостью идет на работу и с радостью с нее возвращается. Такой работник всегда меньше устает, даже если и задерживается на службе. Работа для него - это одновременно и хобби. К сожалению, таких счастливчиков очень мало.

Еще есть так называемый компенсирующий трудоголизм. Если у человека проблемы в личной жизни, то он часто стремится больше работать, чтобы забыться, чтобы не возвращаться домой или к тревожным мыслям и переживаниям. Компенсирующий трудоголизм часто возникает, например, после развода или смерти любимого человека, во время семейных ссор и неурядиц. Кризисные стационары Москвы, куда, в конце концов, попадают "доработавшиеся" трудоголики, к сожалению, постоянно получают новых клиентов. Есть даже специальный стационар для представителей высшего управленческого звена.

Третий вид трудоголизма можно назвать этапным. В принципе, он оправдан и закономерен. Этапный трудоголик, как правило, еще молод. Он строит свою карьеру и понимает, что если он сейчас, на данном отрезке жизни, не будет выкладываться по полной, то в будущем не сможет достичь определенного уровня состоятельности и профессиональной компетентности. Таким людям важно, когда придет время, суметь сбавить темп и внести в список приоритетных задач личную жизнь, начать выделять ей необходимое количество времени. Если оба супруга работают, то часто случается, что рождение детей все откладывается и откладывается, а потом возникают репродуктивные проблемы.

Кстати, именно мужское и женское здоровье в первую очередь страдает от излишнего трудового "энтузиазма".

Будьте внимательны к себе

Нужно очень внимательно слушать свое тело и следить за собственным психологическим и физическим состоянием. Наш организм никогда не "кричит" громко сразу. Поначалу он дает лишь тихие сигналы, на которые нужно вовремя реагировать. Постарайтесь, не откладывая в долгий ящик, "ублажить" ту часть тела, которая об этом просит. Например, если вы вдруг почувствовали, что от работы за компьютером стали быстро уставать глаза, вспомните, как часто вы смотрите на что-нибудь, кроме своих коллег и монитора? Давно ли были в лесу, у водоема?

Болит поясница? Может быть, нужно просто сменить рабочее кресло?

Отмечайте, что вызывает у вас дискомфорт и быструю усталость на работе. Если есть возможность, освободите себя от этих дел, хотя бы на время. Возможно, в вашем распоряжении есть человек, который справится с ними легче и быстрее вас. Чаще хвалите и поощряйте людей, а не только устраивайте им воспитательные беседы. Тогда сотрудники будут работать лучше, а вы - уставать меньше. Воспринимайте спокойно то, на что вы не можете влиять, как на погоду, например. Учитесь расслабляться. Смело включайте в распорядок своего дня раздел "время для себя". Никогда не заполняйте свой личный час делами службы. Займитесь в это время йогой, танцами, ходите на массаж, плавайте в бассейне, делайте все, что угодно, если вы получаете от этого удовольствие. Если с вами уже когда-то происходили нервные срывы, обязательно проанализируйте, что им предшествовало, какие сигналы давало вам ваше тело… Возможно, дрожали руки, садился голос, мурашки бежали по коже.

Нельзя приносить личные проблемы на работу. Если вы чувствуете, что не справляетесь с какими-то переживаниями и они мешают вам спокойно отдаться работе, обращайтесь к психологам.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru