Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Влияние психологических факторов на выбор проблем, требующих решения


Борис Райзберг
Источник: Elitarium.ru

Решения принимаются тогда, когда в них возникает необходимость. Людям, органам управления, властям известно великое множество проблем, наличествующих в реальности, но не столько тревожащих мысли и чувства, чтобы предпринимать меры по их устранению. Оно и понятно. Количество проблем столь велико и они нарастают настолько стремительно, что в течение ограниченного времени при недостаточных ресурсах удается справиться только с частью из них. Отсюда подготовке решений должны предшествовать как осознание, так и фильтрация проблем на предмет выделения самых насущных и настоятельных.

Влияние психологических факторов на выбор проблем требующих решенияРешения принимаются тогда, когда в них возникает необходимость. Такого рода возбудителем принятия решений служит обнаружение проблемы, требующей проведения мер, приложения усилий с целью устранения, подавления, смягчения проблемы. Проблема способна проявиться в явном виде, в очевидной форме, когда ее неблагоприятное действие становится видимым, ощутимым, либо как потенциальная угроза, предвестник грядущих неприятностей, потерь, ущерба.

Людям, органам управления, властям известно великое множество проблем, наличествующих в реальности, но не столько тревожащих мысли и чувства, чтобы предпринимать меры по их устранению. Оно и понятно. Количество проблем столь велико и они нарастают настолько стремительно, что в течение ограниченного времени при недостаточных ресурсах удается справиться только с частью из них. Отсюда подготовке решений должны предшествовать как фиксация, осознание, так и фильтрация проблем на предмет выделения самых насущных и настоятельных.

Такая процедура получила название отбора проблем, подлежащих решению. На первый взгляд кажется, что мера настоятельности проблемы, свидетельствующая о назревшей необходимости заниматься ею во избежание дурных последствий, для специалистов-управленцев, да и просто для затронутых ею людей очевидна. В действительности это не так. Наличие многих конкурирующих, разномасштабных, по-разному тревожащих проблем, психологически воспринимаемых разным образом различными людьми, делает задачу выбора именно той проблемы, к решению которой пора приступить, трудноразрешимой методической и прикладной задачей.

Именно поэтому стадия выявления, анализа, диагностики проблемы выделена выше как первичная в общей схеме выработки и принятия управленческих решений.

Критерии выделения проблем, остро нуждающихся в принятии решений, в известной степени можно разделить на две группы. Объективные критерии отражают объективную необходимость приступить к поиску путей решения проблемы, обусловленную сложившимися обстоятельствами, наблюдаемыми событиями. Субъективно-психологические критерии подчеркивают наличие заинтересованности отдельных лиц, скрытых мотивов инициировать процесс выработки и принятия решений, придать ему официальный характер вне прямой зависимости от реального состояния проблемы, а иногда и ее наличия, которое можно заменить видимостью такового.

К числу объективных критериев, признаков, на основании которых приковывается внимание к проблеме, требующей выработки и принятия управленческого решения, вычленяется объект поиска и выбора решения, относятся:

  1. Возникновение, ощущение угрозы устойчивости, стабильности существования и самому существованию, процессам жизнедеятельности системы (человеку, семье, группе людей, населению, имуществу, природе, организации, хозяйству, государству). Наличие выраженной опасности нежелательного разрушения, деструкции системы.
  2. Обострение существующей проблемы, повышение уровня ее настоятельности, измеряемые масштабами ее распространения, охвата территории и населения, а также величиной разрыва между жизненно необходимым и реально складывающимся уровнем удовлетворения важнейших потребностей.
  3. Наличие выраженной необходимости развития системы, изменения ее параметров с целью роста показателей качества и эффективности функционирования, лучшего использования, применения системы, выведения ее из застойного состояния.
  4. Необходимость выполнения заранее принятых обязательств, программ, служебных обязанностей, установленных законом требований и норм.
  5. Исполнение поручений вышестоящих органов и лиц, способ исполнения которых устанавливается решением самого исполнителя.
  6. Стремление к удовлетворению настоятельных, назревших потребностей способом, избираемым путем выработки и принятия собственных решений.

Итоговое принятие решения непосредственно связано с лицом, его принимающим, обладает достаточно выраженной адресностью, имеет существенные последствия для данного лица, обязывает его задумываться над этими последствиями, учитывать интересы круга людей, затронутых действием принимаемых решений. В связи с этим личностные, индивидуальные психологические факторы в виде мотивов и интересов лиц, принимающих решения, накладывают существенный отпечаток на сами решения. Более того, в ряде случаев, когда лицо, принимающее решение, ощущает его судьбоносность не только для решаемой проблемы и связанных с ней людей, но и для себя лично, для своей социальной группы, предпочтение отдается в большей мере собственным интересам, даже если они противоречат эффективному преодолению проблемы.

С точки зрения психологических факторов и мотивов, которыми руководствуются лица, принимающие решения, представляется целесообразным разделить предпочтения, оказываемые вариантам решений, на три группы.

Первая группа включает способы, варианты, типы решений, основной мотив выбора и принятия которых заключается в стремлении достичь самого качественного и эффективного разрешения проблемной ситуации. Мотивация лица, принимающего решение, основывается при этом на следующих критериях:

  • полнота решения (устранения, подавления, смягчения) исходной проблемы, достигаемый эффект;
  • экономическая, социальная, политическая эффективность принимаемого решения (отношение эффекта к затратам на его получение);
  • продолжительность периода решения проблемы;
  • достаточность располагаемых и предвидимых ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационно-управленческих);
  • соответствие решения действующей законодательно-нормативной базе;
  • предвидимые экономические, социальные, политические, экологические последствия принимаемого решения, зона и период действия последствий;
  • влияние принимаемого решения по данной проблеме на смежные, сопряженные проблемы, включая возможность возникновения таковых в результате намечаемых мер, действий.

Мотивы первой группы носят в основном объективный характер. Они обусловлены наличием и состоянием проблемы, ресурсными возможностями ее решения, местом данной проблемы в ряду других, ожидаемой картиной развития событий, влияющих на проблему.

Вторая группа мотивов и предпочтений отражает стремление лиц, принимающих решение, достичь его наибольшей эффективности, выгодности применительно к себе, к кругу близких лиц и социальных групп при условии одновременного обеспечения максимально возможной безопасности принимаемого решения для себя и приближенных лиц. Основные мотивы выбора и принятия решений сводятся в этом случае к следующим:

  • получение материальных выгод в результате принятия и осуществления данного варианта решения, включая реально получаемые и ожидаемые блага;
  • укрепление своего служебного положения, повышение делового имиджа и статуса как управленца, предпринимателя, менеджера, руководителя;
  • предотвращение неблагоприятных последствий для себя и своего окружения вследствие выбора и принятия неудачного, не оправдавшего себя рискованного решения, повлекшего неожиданные просчеты;
  • соответствие избираемого решения принятым целевым установкам, интересам, вкусам, предпочтениям вышестоящего руководства, официальных органов и лиц;
  • достижение личного удовлетворения;
  • оказание содействия лицам, заинтересованным в том или ином решении, в целях возможности обращения к ним в будущем;
  • самовыражение и самоутверждение на основе убеждения в собственных возможностях выбора оптимальных решений.

Специфические мотивы принятия решений, относимые к третьей группе, заслуживают быть названными мотивами торможения решений. Имеются в виду ситуации, когда лица, уполномоченные принимать решения, избегают их принятия, затягивают процедуру выбора, обсуждения, обоснования, окончательного принятия и осуществления решения. К причинам подобного поведения следует отнести:

  • опасение полномочных лиц, что вследствие остроты и сложности проблемы, трудности справиться с ней непринятие решения таит в себе меньше угроз, чем принятие заведомо рискованного решения;
  • неведение в отношении реального способа решения проблемы, обусловленное отсутствием ресурсного потенциала, информации, знаний, опыта;
  • нежелание принимать на себя ответственность, стремление переложить решение и ответственность за его принятие на других лиц;
  • пассивность, инертность.

Затягивание намеченных к принятию решений следует считать естественным в следующих случаях:

  1. Обнаружение в ходе подготовки решения реальной возможности устранения проблемы без выработки и принятия решения, на основе традиционных форм и методов повседневно применяемого управления. В принятии решений нет особой нужды также применительно к самоугасающим проблемам, обладающим тенденцией к саморазрешению.
  2. Выявление маломасштабности проблемы, возможности разрешить ее на более низких уровнях управления.
  3. Выявление на стадии анализа проблемы недостаточности властных полномочий, административного ресурса, экономических ресурсов, чтобы справиться с проблемой. В таких условиях надо либо получить дополнительные властные полномочия и недостающие ресурсы, либо ходатайствовать о передаче функций принятия решений на более высокие уровни управления.

Корпоративные решения, принимаемые на уровне самых разных организаций, относятся к числу самых распространенных. Они выступают в форме планов, проектов, программ, контрактов, договоров, соглашений, заказов, положений, приказов, распоряжений, инструкций, указаний, рекомендаций, регламентов. Большинство таких решений инициируется и принимается руководством организаций с определенной степенью участия исполнителей и лиц, задействованных в реализации решений и использовании их результатов.

На психологию принятия микроэкономических решений существенно влияет то обстоятельство, что выбор образа действий определяет судьбы самой организации, а тем самым непосредственно затрагивает интересы лиц, принимающих решения как хозяев, акционеров, менеджеров, работников. Это могут быть и личные, и групповые, и коллективные интересы, касающиеся различного рода выгод и в то же время рисков, угроз, опасностей.

Психология выработки и принятия управленческих решений на уровне предприятий, компаний, фирм, организаций сферы услуг зависит от следующих факторов:

  1. Степень участия лиц, принимающих решения, во владении и распоряжении собственностью, имуществом организации (полновластный единоличный собственник, обладатель основной доли капитала — контрольного пакета, мажоритарный акционер, миноритарный акционер, не обладающий правами собственности). Как правило, чем большей полнотой прав собственности обладает субъект принятия управленческих решений, тем больше он заботится об экономической эффективности намечаемых действий для организации при ограниченном риске.
  2. Полномочия управления организацией, которыми обладает лицо, принимающее решение (председатель совета директоров, генеральный директор, исполнительный директор, топ-менеджер, менеджер). Чем выше занимаемая управленческая должность и круг полномочий, тем в большей мере творцы решений заботятся об их влиянии на собственный престиж, карьеру, устойчивость своего положения как руководителя.
  3. Величина и характер личных и групповых выгод (в виде денежных доходов, материальных и духовных благ, укрепления своего положения в организации, получения преимуществ перед внутренними и внешними конкурентами), которые способны принести принимаемые решения инициировавшему их лицу.
  4. Стремление к всемерному снижению ожидаемых неприятностей, способных возникнуть для лица, принимающего решение, в случае выбора им соответствующего варианта. Как правило, «осторожные» решения на уровне организации получают предпочтение перед потенциально более эффективными, но таящими угрозы для лиц, принимающих решения.
  5. Выведение на первый план таких критериев предпочтительности вариантов действий, как рост прибыли, стоимости (имущественного комплекса, бизнеса в целом), масштабов организации, ее финансовых активов в стране и за рубежом, включая их скрытые формы.

В числе весьма значимых психологических факторов, которые надлежит принимать во внимание в процессе подготовки и принятия управленческого решения, выделим ожидаемую реакцию на него намечаемых участников, исполнителей подготавливаемого решения, лиц, затрагиваемых действием решения. В совокупности эти факторы могут быть названы психологией восприятия решения со стороны всех лиц, которых оно касается тем или иным образом.

Автор: эксперт - доктор технических и экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и торговли РФ.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru