error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='9352',showed='1',date=NOW(),ip='18.117.71.213',sess='gji7fgeas041a8rf3rstgio9a7',url='http://mainjob.ru/publications/?view=9352'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Система риск-контроллинга финансовой деятельности предприятия | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Система риск-контроллинга финансовой деятельности предприятия


Елена Приходько
Источник: Elitarium.ru

Внутренний финансовый риск-контроль представляет собой организуемый предприятием процесс проверки исполнения и обеспечения реализации всех принятых решений в области управления финансовыми рисками с целью реализации финансовой стратегии и предупреждения кризисных ситуаций. Внедрение на предприятии системы финансового риск-контроллинга позволит существенно повысить эффективность всего процесса управления его финансовыми рисками.

Система рискконтроллинга финансовой деятельности предприятияВ системе основных функций финансового риск-менеджмента важная роль принадлежит осуществлению на предприятии внутреннего финансового риск-контроля.

Внутренний финансовый риск-контроль представляет собой организуемый предприятием процесс проверки исполнения и обеспечения реализации всех принятых решений в области управления финансовыми рисками с целью реализации финансовой стратегии и предупреждения кризисных ситуаций.

Концепция контроллинга была разработана в 80-е годы как средство активного предотвращения кризисных ситуаций. Принципом этой концепции, получившей название «управление по отклонениям», является оперативное сравнение основных плановых (нормативных) и фактических показателей с целью выявления отклонений между ними и определение взаимосвязи и взаимозависимости этих отклонений на предприятии с целью воздействия на узловые факторы нормализации деятельности.

В общей системе контроллинга, организуемого на предприятии, выделяется один из центральных его блоков — финансовый риск-контроллинг.

Финансовый риск-контроллинг представляет собой управляющую систему, координирующую взаимосвязи между формированием информационной базы, финансовым риск-анализом, финансовым риск-планированием и внутренним риск-контролем, обеспечивающую концентрацию контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях управления финансовыми рисками предприятия, своевременное выявление отклонении фактических его результатов от предусмотренных и принятие оперативных управленческих решений, направленных на его нормализацию.

Основными функциями финансового риск-контроллинга являются:

  • наблюдение за ходом реализации рисковых решений, установленных системой плановых финансовых показателей и нормативов;
  • измерение степени отклонения фактических результатов финансового риск-менеджмента от предусмотренных;
  • диагностирование по размерам отклонений серьезных ухудшений в финансовом состоянии предприятия и существенного снижения темпов его финансового развития;
  • разработка оперативных рисковых решений по нормализации финансовой деятельности предприятия в соответствии с предусмотренными целями и показателями;
  • корректировка при необходимости отдельных целей и показателей риск-менеджмента в связи с изменением внешней финансовой среды, конъюнктуры финансового рынка и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности предприятия.

Построение системы финансового риск-контроллинга на предприятии базируется на определенных принципах, основными из которых являются:

  1. Направленность системы финансового риск-контроллинга на реализацию разработанной финансовой стратегии предприятия. Для того, чтобы быть эффективным финансовый риск-контроллинг должен носить стратегический характер, т.е. отражать основные приоритеты финансового развития предприятия. Обширный контроль над всеми текущими финансовыми операциями не имеет смысла, так как будет лишь отвлекать менеджеров от более важных целей управления финансовыми рисками.
  2. Многофункциональность финансового риск-контроллинга. Он должен обеспечивать контроль реализации приоритетных показателей финансового развития с учетом факторов риска не только по предприятию в целом, но и в разрезе отдельных его центров ответственности, предусматривать возможность сравнения контролируемых показателей со среднеотраслевыми, обеспечивать взаимосвязь рассматриваемых финансовых показателей, складывающихся в условиях риска, с другими важнейшими показателями хозяйственной деятельности предприятия.
  3. Ориентированность финансового риск-контроллинга на количественные стандарты. Эффективность управляющих действий контроллинга значительно возрастает, если контролируемые стандарты деятельности выражены конкретными количественными показателями. Это не означает, что контроллинг не должен охватывать качественные аспекты — речь идет лишь о том, что эти качественные аспекты должны быть выражены в системе количественных стандартов, что исключит различное их толкование.
  4. Соответствие методов финансового риск-контроллинга специфике методов риск-анализа и риск-планирования. В процессе организации внутреннего контроллинга необходимо ориентироваться на весь арсенал ранее рассмотренных систем и методов финансового риск-планирования (при подготовке стандартов контроля) и риск-анализа (при подготовке показателей, отражающих фактически достигнутые результаты, и выявлении причин их отклонений от стандартов).
  5. Своевременность операций контроллинга. Своевременность заключается не в высокой скорости или частоте осуществления контрольных и функций, а в адекватности периодов контрольных и корректирующих действий периоду осуществления отдельных операций, связанных с генерированием финансовых рисков. Главное условие своевременности финансового контроллинга заключается в следующем: он должен носить характер «раннего предупреждения кризисного развития», т.е. позволять устранять текущие отклонения прежде, чем они примут серьезный характер.
  6. Гибкость построения контроллинга. Финансовый риск-контроллинг должен быть построен с учетом возможности приспособления к новым финансовым инструментам; к новым нормам и видам осуществления операционной, инвестиционной и финансовой деятельности; к новым технологиям и методам осуществления финансовых операций.
  7. Простота построения контроллинга. Простейшие формы и методы финансового риск-контроллинга, построенного в соответствии с его целями, требуют меньших усилий риск-менеджеров и, как правило, более экономичны. Чрезмерная сложность построения финансового риск-контроллинга может быть не понята или не поддержана его операторами а также потребовать для его осуществления существенного увеличения потока информации.
  8. Экономичность контроллинга. Затраты по осуществлению финансового риск-контроллинга должны быть минимизированы с позиций их адекватности эффекту этой системы. Это означает, что объем расходов по организации риск-контроллинга не должен превышать размера того эффекта (снижения затрат, прироста доходов, увеличения прибыли и т.п.), который достигается в процессе его осуществления.

С учетом перечисленных принципов финансовый риск-контроллинг на предприятии строится по следующим основным этапам:

  1. Определение объекта контроллинга. Это общее требование к построению любых видов контроллинга на предприятии с позиций целевой его ориентации. Объектом финансового риск-контроллинга являются рисковые решения по основным аспектам финансовой деятельности предприятий.
  2. Определение видов и сферы контроллинга. В соответствии с концепцией построения системы контроллинга, он подразделяется на следующие основные виды: стратегический контроллинг; текущий контроллинг; оперативный контроллинг. Каждому из перечисленных видов контроллинга должна соответствовать определенная его сфера и периодичность осуществления его функций.
  3. Формирование системы приоритетов контролируемых показателей. Вся система показателей, входящих в сферу каждого вида финансового риск-контроллинга, ранжируется по значимости. В процессе такого ранжирования вначале в систему приоритетов первого уровня отбираются наиболее важные из контролируемых показателей данного вида контроллинга. Затем формируется система приоритетов второго уровня, показатели которого находятся в факторной связи с показателями приоритетов первого уровня. Аналогичным образом формируется система приоритетов третьего и последующих уровней. Такой подход к формированию системы контролируемых показателей облегчает подход к их разложению при последующем объяснении причин отклонения фактических величин от предусмотренных соответствующими заданиями.
  4. Разработка системы количественных стандартов контроля. После того, как определен и ранжирован перечень контролируемых показателей, возникает необходимость установления количественных стандартов по каждому из них. Такие стандарты могут устанавливаться как в абсолютных, так и в относительных показателях. Стандартами выступают целевые стратегические нормативы, показатели текущих планов и бюджетов, система государственных или разработанных предприятием норм и нормативов и т.п.
  5. Построение системы мониторинга показателей, включаемых в финансовый риск-контроллинг. Система мониторинга (или как ее часто переводят «следящая система») составляет основу финансового риск-контроллинга, самую активную часть его механизма. Система финансового мониторинга представляет собой разработанный на предприятии механизм постоянного наблюдения за важнейшими показателями финансовой деятельности, подверженными факторам риска, определения размеров отклонений фактических результатов от предусмотренных и выявления причин этих отклонений.

Построение системы мониторинга важнейших финансовых показателей охватывает следующие основные этапы.

А. Построение системы информативных отчетных показателей по каждому виду финансового риск-контроллинга основывается на данных финансового и управленческого учета. Эта система представляет собой так называемую «первичную информационную базу наблюдения», необходимую для последующего расчета отдельных финансовых показателей.

Б. Разработка системы обобщающих (аналитических) показателей, отражающих фактические результаты достижения предусмотренных количественных стандартов контроля. В процессе разработки такой системы строятся алгоритмы расчета отдельных обобщающих (аналитических) показателей с использованием первичной информационной базы наблюдения и методов финансового риск-анализа.

В. Определение структуры и показателей форм контрольных отчетов исполнителей призвано сформировать систему носителей контрольной информации. Для обеспечения эффективности контроллинга такая форма отчета должна быть стандартизирована и содержать следующую информацию:

  • фактически достигнутое значение контролируемого показателя (в сопоставлении с предусмотренным);
  • размер отклонения фактически достигнутого значения контролируемого показателя от предусмотренного;
  • факторное разложение размера отклонения (если контролируемый показатель поддается количественному разложению на отдельные составляющие). Алгоритм такого разложения должен быть определен и доведен до каждого исполнителя заранее;
  • объяснение причин отрицательных отклонений по показателю в целом и отдельным его составляющим;
  • указание лиц, виновных в отрицательном отклонении показателя, если это отклонение вызвано внутренними факторами деятельности подразделения.

Форма стандартного контрольного отчета исполнителя дифференцируется в соответствии с содержанием доведенного ему бюджета (плана).

Г. Определение контрольных периодов по каждому виду финансового риск-контроллинга и каждой группе рассматриваемых показателей. Конкретизация контрольного периода по видам контроллинга и группам показателей определяется «срочностью реагирования», необходимой для эффективного управления финансовой деятельностью на данном предприятии. С учетом этого принципа выделяют:

  • недельный (декадный) контрольный отчет;
  • месячный контрольный отчет;
  • квартальный контрольный отчет.

Д. Установление размеров отклонений фактических результатов рассматриваемых показателей от установленных стандартов осуществляется как в абсолютных, так и в относительных показателях. Так как каждый показатель содержится в контрольных отчетах исполнителей, на данной стадии он агрегируется в рамках предприятия в целом. При этом по относительным показателям все отклонения подразделяются натри группы:

  • положительное отклонение;
  • отрицательное «допустимое» отклонение;
  • отрицательное «критическое» отклонение.

Для проведения такой градации на каждом предприятии должен быть определен критерий «критических» отклонений, который может быть дифференцирован по контрольным периодам. В качестве критерия «критического» отклонения может быть принято отклонение в размере 20 и более процентов по недельному (декадному) контрольному периоду; 15 и более процентов по месячному периоду; 10 и более процентов по квартальному периоду.

Е. Выявление основных причин отклонений фактических результатов рассматриваемых показателей от установленных стандартов проводится по предприятию в целом и по отдельным «центрам ответственности». По каждому «критическому отклонению» должны быть выявлены вызвавшие их причины.

Разработанная система мониторинга должна корректироваться при изменении целей финансового риск-контроллинга и системы показателей текущих планов и бюджетов.

6. Формирование системы алгоритмов действий по устранению отклонений является заключительным этапом построения финансового риск-контроллинга на предприятии. Принципиальная система действий менеджеров предприятия в этом случае заключается в трех алгоритмах:

  • «Ничего не предпринимать». Эта форма реагирования предусматривается в тех случаях, когда размер отрицательных отклонений значительно ниже предусмотренного «критического» критерия.
  • «Устранить отклонение». Такая система действий предусматривает процедуру поиска и реализации резервов по обеспечению выполнения целевых, плановых или нормативных показателей. При этом резервы рассматриваются в разрезе различных аспектов финансовой деятельности и отдельных финансовых операций. В качестве таких возможностей может быть рассмотрена целесообразность введения усиленного режима экономии (по принципу «отсечения лишнего»), использования системы финансовых резервов и другие.
  • «Изменить систему плановых или нормативных показателей». Такая система действий предпринимается в тех случаях, если возможности нормализации отдельных аспектов финансовой деятельности, подверженных факторам риска, ограничены или вообще отсутствуют, В этом случае по результатам финансового мониторинга вносятся предложения по корректировке системы целевых стратегических нормативов, показателей текущих финансовых планов или отдельных бюджетов. В отдельных критических случаях может быть обосновано предложение о прекращении отдельных производственных, инвестиционных и финансовых операций и даже деятельности отдельных центров затрат и инвестиций.

Внедрение на предприятии системы финансового риск-контроллинга позволит существенно повысить эффективность всего процесса управления его финансовыми рисками.

Автор - кандидат экономических наук, кафедра финансов и налоговой политики Новосибирского государственного технического университета.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru