error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='799',showed='1',date=NOW(),ip='18.227.72.24',sess='28eq5hc2dq4ajk455v3ejl5d73',url='http://mainjob.ru/publications/?view=799'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Интервью? Нет, переговоры! | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Интервью? Нет, переговоры!


Светлана Иванова
Источник: Элитный персонал

Каждому из нас время от времени приходится участвовать в переговорах. Это могут быть переговоры в процессе продажи, при выборе партнера, переговоры с аудиторской компанией или налоговой инспекцией, с коллегами и т.д.

Каждому из нас время от времени приходится участвовать в переговорах. Это могут быть переговоры в процессе продажи, при выборе партнера, переговоры с аудиторской компанией или налоговой инспекцией, с коллегами и т.д. Интервью при поступлении на работу - это тоже, в первую очередь, переговоры.

За время работы в сфере подбора и развития персонала мне довелось провести около восьми - девяти тысяч интервью. И я точно могу сказать, что большинство тех, кто успешно проходит собеседование, сами того не подозревая, ВЕДУТ ПЕРЕГОВОРЫ. Как сделать это правильно?

Win-win переговоры

Старайтесь вести win-win переговоры (выигрывают обе стороны), цель которых - понять, подходите ли вы компании и компания вам. В любом случае вы ничего не теряете. Нет "хороших" компаний и должностей и "хороших" кандидатов. Есть те, кто подходит друг другу и те, кто не подходит. Определитесь, устраивает ли вас предложение, и максимально точно покажите, что вы хотите и можете.

Сотрудник европейской компании, сокращенный в период кризиса, стремился как можно быстрее найти работу. На интервью в российской структуре с очень жестким стилем менеджмента он сумел, пользуясь хорошими навыками презентации и поставленной речью, убедить работодателя в том, что готов перейти от демократического стиля руководства к авторитарному, а также "продемонстрировать" несколько необходимых навыков, которых у него на самом деле не было.

Человека взяли на работу. Он переломил себя, быстро освоил то, что было необходимо, и все-таки не смог до конца приспособиться к стилю управления компании и через полгода после серьезного конфликта уволился. В итоге при трудоустройстве на новое место, которое его полностью устраивало, он был вынужден объясняться по поводу быстрого увольнения и не слишком лестных отзывов с последнего места работы. Кто выиграл? Проиграли все: сотрудник, который потратил силы, нервы, и поставил под угрозу свою дальнейшую карьеру, и компания, затратившая время и деньги на его адаптацию.

Другой пример. Молодая девушка, устраиваясь на вакансию секретаря, сильно преувеличила свои навыки работы на компьютере. Ее не проверили (ошибка работодателя!), и как только директор поручил ей подготовить очень важный и серьезный документ в Excel, она не справилась с работой. Чудом ей удалось не лишиться места. Однако еще очень долго ее перепроверяли даже в тех сферах, где она была вполне компетентна.

Выгода

Все, кто проходил тренинги по навыкам продаж, знают, что собеседнику надо презентовать не характеристики, а ВЫГОДЫ. Причем это должны быть выгоды именно того человека, с которым вы говорите, и именно той компании, в которую стремитесь попасть на работу.

Поэтому обратите внимание на следующие факторы:

- как были расставлены приоритеты в рекламном объявлении;

- если вас представляет агентство, задайте консультанту как можно больше вопросов относительно ожиданий работодателя;

- слушайте, что рассказывает интервьюер о вакансии и компании, как расставляет приоритеты.

Когда вас попросят рассказать о себе, уточните, что значимо в первую очередь. Обосновать это можно тем, что вы беспокоитесь о времени интервьюера, поскольку рассказать вы можете очень многое.

Однажды я задала кандидату дежурный вопрос о причинах смены работы. Мне было бы вполне достаточно короткого точного ответа ( 3-5 предложений), а он говорил 45 минут. Поскольку эту информацию я не считала приоритетной и полезной, появилось легкое чувство раздражения. Кроме того, время интервью почти всегда ограничено, поэтому если вы уделили много времени тому, что было не слишком важно, значит упустили что-то принципиальное.

Обратная связь

Для успеха переговоров необходимо постоянно следить за реакцией интервьюера и соответственно корректировать свое поведение, менять стратегию в зависимости от того, как развиваются переговоры.

Как отслеживать обратную связь? Самый простой способ - наблюдение: за невербальным поведением, за репликами собеседника, за динамикой интервью.

Интервьюер заметно спешит. Он привстает, посматривает на часы, говорит о том, как именно в дальнейшем можно получить ответ. Самое разумное в этой ситуации - не продолжать задавать вопросы, а поблагодарить за встречу и откланяться. В противном случае у собеседника останется неприятный осадок и общая картина интервью будет смазана. Подобную ошибку допускают многие кандидаты.

В какой-то момент интервьюер начинает перекладывать бумаги на своем столе, утрачен зрительный контакт... Это говорит о том, что вы "перегрузили" его информацией и интерес утерян. Стоит задать какой-то вопрос и, возможно, остановить свой "словесный поток".

Таких примеров можно приводить множество, на всех тренингах продаж обязательно учат "ловить" и расшифровывать такие сигналы.

"Неужели Вам пришлось это сделать?" - вопрос, свидетельствующий о том, что собеседник оценивает ЭТО как что-то не очень приятное или выходящее за рамки обычного/ разумного.

"Как Вам это удалось?" - указывает на то, что ЭТО собеседник оценивает как что-то чрезвычайно трудное и важное (сравните с вопросом: "Как Вы это сделали?" - здесь не столь явная установка на оценку).

Еще один способ получить обратную связь - задавать вопросы, которые помогут вам "попасть в точку", например: Достаточно ли полно я рассказал? Ответил ли я на Ваш вопрос? Какой из моментов Вам наиболее интересен?

Адаптация к стилю общения собеседника

Один из важнейших моментов заключается в том, чтобы действовать в унисон с интервьюером. Подстройки бывают содержательными, вербальными и подстройками по характеристикам речи.

Содержательная подстройка

Очень важно говорить именно о том, что интересно интервьюеру. Помните, что длинные рассуждения "на тему" в большинстве случаев раздражают и наводят на мысль, что кандидат избегает прямых ответов или он просто-напросто демагог.

Вербальная подстройка

Есть такое выражение: "Они говорят на разных языках". Вы, конечно, догадываетесь, что речь идет о людях, на самом деле говорящих на одном - к примеру, русском - языке. Но ведь важно не только то, что люди понимают логику собеседника, но и то, что у них много общего - в том числе и в языке. Это и профессиональный сленг (или его отсутствие), и англицизмы, и нарочито "русская" речь, и сложные наукообразные построения и простые четкие фразы.

Часто единство языка означает "Я свой". Это касается подстройки под интервьюера или "под фирму" и корпоративную культуру: например, большее количество англицизмов может быть вполне уместно в американской компании и вряд ли понравится в российской.

От своих коллег, занимающихся подбором сотрудников в отделах персонала и в рекрутинговых компаниях, я неоднократно слышала, насколько тяжело подбирать программистов и работников отделов информационных технологий. Почему? Да потому, что многие из них говорят на своем, непонятном другим, языке. Еще одна интересная тенденция: бывшим сотрудникам туристических фирм часто бывает трудно успешно пройти интервью в серьезной компании из-за большого количества сленговых словечек и несколько богемного стиля речи. Но и слишком "заумная" речь вредна, если вы пришли в динамичную компанию, где принято жить по принципам "Краткость - сестра таланта" и "Кто ясно мыслит, тот ясно излагает".

Подстройка по характеристикам речи

Оптимальна для восприятия речь, близкая по темпу и громкости к речи собеседника. Внимательно прислушиваясь к речи интервьюера, можно понять, каким образом скорректировать и свою речь. Кроме того, следует помнить, что не монотонная, а интонированная речь с богатыми модуляциями легче воспринимается и запоминается. А от того, насколько хорошо запомнится информация, которую вы преподнесете, может в итоге зависеть исход собеседования.

Каждому из нас когда-нибудь приходилось длительное время слушать собеседника, который говорит значительно медленнее вас. Вспомните, что вы при этом чувствовали? А теперь решайте, что лучше: раздраженный интервьюер или небольшие усилия, которые понадобятся вам для подстройки.

Верное невербальное поведение

Многим, наверняка, знакомы книги (в том числе знаменитого Алана Пиза), посвященные невербальному поведению и общению. Однако каждый второй соискатель из-за волнения во время интервью начинает "ломать пальцы", скрещивать руки, смотреть куда угодно, только не на интервьюера. Понятно, что все это - от волнения! Однако стоит помнить, что многие могут расценить все это в лучшем случае как неуверенность в себе, в худшем - как ложь. Так что порепетируйте перед зеркалом, постарайтесь определить свои слабые стороны и заменить "вредные" жесты нейтральными. Мне неоднократно приходилось отстаивать людей, которых не хотели брать на работу, считая их неискренними, и доказывать, что ситуация стрессовая, человек волнуется, "зажат", что и приводит к такому поведению.

Верный выбор слов и формулировок

Неверно выбранное слово может "выдать нас с головой". Причем тогда, когда мы говорим, на первый взгляд, именно то, чего от нас ждут. Приведу несколько цитат из интервью:

- Вы хорошо владеете компьютерной программой Х?

- В принципе, я работал с ней.

- Мы, в общем-то, вполне профессионально подготовили эту презентацию.

- Да, мне приходилось заниматься активным поиском клиентов.

Слова "в принципе", "в общем-то, вполне" - сигналы неуверенности; "приходилось" - знак того, что деятельность, о которой идет речь, не очень нравилась человеку.

 

Активное слушание

Как известно, человек о многом говорит с удовольствием, но с истинным наслаждением - о самом себе. Поэтому очень большая удача, когда интервьюер начинает говорить о компании, о себе, о своем коллективе. Вот тут-то и пригодятся приемы активного слушания (о которых можно прочитать в любой книге, посвященной технике переговоров), и ваш собеседник получит истинное удовольствие от общения с вами.

Когда-то был проведен такой эксперимент: человек отправлялся на тусовку, не будучи знакомым практически ни с кем, присоединялся то к одной, то к другой группке людей. Он практически не разговаривал, он лишь активно слушал. Однако многие говорили о нем, как об очень интересном и умном СОБЕСЕДНИКЕ.

Управление вниманием и память

Человеческая память и внимание несовершенны. Монолог очень плохо запоминается и быстро утомляет. В диалоге внимание собеседника удержать гораздо легче. Поэтому, рассказывая о себе по просьбе интервьюера, старайтесь сохранить интерактивность: задавайте уточняющие вопросы, интересуйтесь мнением собеседника и т.д.

Повторяющиеся кризисы внимания возникают примерно через 20 минут после начала общения, через 45 минут и через полтора часа. Снизить вероятность их проявления можно, слегка разбавляя рассказ чем-то действительно интересным, или задавая вопросы. Важно заранее уточнить время, которым вы располагаете, и стараться действовать в его рамках. Вспомните пример, когда человек в течение 45 минут отвечал на вопрос о причинах смены места работы. На интервью был отведен час. Угадайте, что осталось в памяти?

Алгоритм завершения общения

Переговоры, в конце концов, должны быть завершены. Интервью может быть закончено только по инициативе того, кто его проводит. Со стороны кандидата уместна благодарность, а также ОДИН вопрос о том, как и когда можно получить ответ (если об этом не было сказано). Назойливость может испортить все впечатление. Помните? Голос диктора за кадром: "Штирлиц знал, что люди всегда запоминают последнее…". Знание "эффекта края" помогло Штирлицу в очередной раз провести Мюллера, а вам поможет произвести хорошее впечатление, которое и запомнится надолго.

                                                                                                                      Светлана ИВАНОВА

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru