error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='7201',showed='1',date=NOW(),ip='3.144.93.14',sess='unfmk9u6tn6qhr5om1vm3nhmi1',url='http://mainjob.ru/publications/?view=7201'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Где на Руси служить хорошо | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Где на Руси служить хорошо



Источник: Рокфеллер

Работа в госорганах становится все более и более привлекательной с материальной точки зрения. Причем прельщает она не только потенциальных коррупционеров, но и вполне законопослушных граждан, привыкших жить на одну зарплату.

Уровень оплаты труда в реальном секторе экономики долгое время был предметом зависти и главной причиной увольнений российских госслужащих. Однако в последние годы ситуация серьезно изменилась. Темпы роста зарплат в негосударственном секторе экономики замедлились, а доходы чиновников, напротив, продолжают планомерно увеличиваться на фоне бюджетного благополучия. В минувшем году этот контраст был особенно заметен. Так, по данным Росстата, в зависимости от места работы и занимаемой должности зарплаты госслужащих выросли на 25-40%, тогда как средняя заработная плата в стране — на 21,3%.

Во многом благодаря этому сегодня среднестатистический чиновник официально зарабатывает заметно больше, чем среднестатистический житель России — примерно 12,5 тыс. против 9,4 тыс. рублей по итогам первого квартала 2006 года. Понятно, что свою лепту в существование этого разрыва внесли «серые» схемы, скрывающие реальный уровень доходов населения от официальной статистики. Однако даже если сделать корректировку на выплату зарплат в конвертах, доля которых, по оценке замминистра финансов Сергея Шаталова, составляет около 30% от фонда оплаты труда, то и это не приведет к глобальным изменениям. Получатся весьма схожие цифры — 12,5 тыс. против 12,2 тыс. рублей.

Впрочем, все эти показатели правильнее считать «средней температурой по больнице». Несмотря на формально действующие в России единые принципы и правила оплаты труда госслужащих, доходы чиновников, занимающих одни и те же должности, выполняющих одни и те же функции и имеющих один и тот же стаж, могут различаться в разы.

От Садового кольца до Колымы. Разделительная полоса между российскими чиновниками проходит сразу по двум направлениям. Особо выделяются в данном случае сотрудники территориальных подразделений федеральных органов власти, которых по праву можно считать самыми обделенными чиновниками современной России. Во-первых, сам по себе уровень оплаты их труда строго регламентирован и оставляет желать лучшего. По данным Росстата, в первом квартале нынешнего года «федералы», работающие в регионах, в среднем получали лишь 10,9 тыс. рублей. А во-вторых, их доходы даже близко нельзя соотнести с доходами коллег, работающих в центральном аппарате федеральных министерств и ведомств и получающих благодаря различным доплатам и надбавкам в 2-2,2 раза больше.

Кстати, примерно так же федеральные власти оценивают работу своих сотрудников в самых неблагоприятных с точки зрения климатических условий регионах страны. В Чукотском автономном округе средняя зарплата федеральных служащих составляет 27,4 тыс. рублей, в Таймырском — 21,3 тыс., в Магаданской области — 20,3 тыс. Иными словами, работу в Москве государство сегодня приравнивает к работе в условиях, приближенных к Крайнему Северу. Правда, это касается только центрального аппарата министерств и ведомств, тем же, кому «посчастливилось» трудиться в расположенных в столице территориальных подразделениях, приходится довольствоваться куда более скромными зарплатами — в среднем 13,3 тыс. рублей.

Таким же образом строятся взаимоотношения региональных властей и органов местного самоуправления. Формально они, конечно, отделены друг от друга, однако в реальности муниципалитеты по-прежнему находятся в полной зависимости от региональных администраций, в том числе и в сфере оплаты труда. Именно поэтому в большинстве регионов страны доходы государственных и муниципальных служащих не идут ни в какое сравнение друг с другом. Лишь в четырнадцати субъектах разрыв между ними составляет менее 30%, тогда как в среднем сотрудники региональных администраций получают на 70% больше, чем муниципальные служащие. Кстати, единственным субъектом Федерации, где доходы «муниципалов» в среднем превосходят зарплаты сотрудников регионального правительства, является Москва — 23,9 тыс. против 22,5 тыс. рублей.

Банки отдыхают. Впрочем, несмотря на достаточно высокий уровень заработной платы государственных и муниципальных служащих в Москве, ее конкурентоспособность достаточно условна, чего нельзя сказать о многих других регионах страны, где намного меньше высокооплачиваемых рабочих мест. В некоторых из них зарплаты чиновников могут конкурировать даже с банковским сектором экономики.

Конечно, доходы топ-менеджеров региональных банков в любом случае превосходят зарплаты губернаторов и вице-губернаторов, однако уже на среднем уровне управления ситуация преображается. Так, руководители департаментов и комитетов в региональных администрациях и их замы сегодня могут рассчитывать на зарплату в 35-45 тыс. рублей, а старшие и ведущие специалисты — на 15-20 тыс. Для Москвы эти цифры не выглядят чем-то из ряда вон выходящим, однако для регионов, не связанных с нефтегазовым и металлургическим бизнесом, они кажутся более чем внушительными.

Не случайно, по все тем же данным Росстата, в половине субъектов РФ ежемесячные доходы региональных чиновников более чем в два раза превосходят среднюю заработную плату и лишь в двух — Татарстане и Ямало-Ненецком автономном округе — слегка недотягивают до этого показателя.

Сотрудники федеральных министерств и ведомств и муниципальные служащие о таком положении могут только мечтать. Лишь в двух регионах зарплата «федералов» более чем в два раза превосходит средний уровень оплаты труда, а сразу в шести существенно уступает ему. Более того, если взять за основу оценку Сергея Шаталова и предположить, что в среднем 30% фонда оплаты труда находится «в тени», ситуация станет еще более показательной. Окажется, что в 37 российских регионах доходы федеральных служащих недотягивают до средней заработной платы. Участь муниципальных служащих еще печальнее — зарплаты «ниже среднего» они получают в 60 субъектах Федерации.

На хлеб, масло и икру. Хотя дело, конечно, не только в конкурентоспособности зарплат чиновников в том или ином регионе страны. Как известно, далеко не всегда быть «богатым» в бедном регионе лучше, чем «бедным» — в богатом. Недаром наилучшим на фоне средней в регионе заработной платы кажется положение федеральных служащих в Усть-Ордынском автономном округе и Дагестане — лишь им удается получать в два раза больше среднестатистических жителей своих регионов. Причины этого — повальная бедность и крайне низкий уровень доходов населения. Достаточно сказать, что в Дагестане средняя зарплата в первом квартале нынешнего года составляла лишь 4,3 тыс. рублей, а в Усть-Ордынском автономном округе — едва превышала 5 тысяч.

Хотя чисто монетарная характеристика в данном случае также не подходит. Очевидно, что важно не количество дензнаков, которое ежемесячно получает тот или иной человек, а сколько товаров и услуг он реально сможет на них купить. Именно поэтому куда более точно привлекательность государственной и муниципальной службы отражает не средний уровень заработной платы, а ее покупательная способность, то есть количество прожиточных минимумов (ПМ), приходящихся на нее.

Получается, что сразу в девяти субъектах РФ муниципальные служащие живут в непосредственной близости от так называемой черты бедности, получая на руки менее двух ПМ. Секрет их выживания понять не так уж и сложно. Большинство этих регионов имеют аграрную специализацию, а значит, велика вероятность, что именно приусадебное хозяйство позволяет местным чиновникам сводить концы с концами.

Не слишком далеко от них ушли муниципальные служащие из еще 47 регионов, «федералы», работающие в 46 субъектах Федерации, и сотрудники региональных администраций — в 10. Их зарплат в среднем хватает на покупку от двух до трех ПМ. То есть в одиночку на эти деньги прожить в принципе можно, однако попытка завести хотя бы одного ребенка заставит перебиваться с хлеба на воду.

Как и стоило предположить, позволить себе безбедную жизнь на одну зарплату могут в основном сотрудники региональных администраций — сразу в 30 регионах их средний доход превышает 5 ПМ. На первый взгляд это может показаться странным, но компанию им составили муниципальные служащие из пяти субъектов РФ. Однако стоит немного присмотреться, и все встанет на свои места. В их число попали лишь регионы, имеющие непосредственное отношение к нефти и газу — Тюменская область и сразу четыре автономных округа: Ненецкий, Ханты-Мансийский, Таймырский и Ямало-Ненецкий.

Впрочем, в масштабах всей страны прямой взаимосвязи между уровнем экономического развития регионов и заработной платой чиновников не замечено. Так, в первой десятке составленного «Ф.» рейтинга привлекательности государственной и муниципальной службы оказалось сразу шесть субъектов РФ, где высокие доходы чиновников сочетаются со средним уровнем экономического развития. Среди них оказались Рязанская, Волгоградская, Воронежская и Мурманская области, а также Республика Карелия и Хабаровский край.

Более того, среди десяти наименее привлекательных для прохождения госслужбы субъектов РФ оказалось сразу четыре региона с высоким уровнем экономического развития: Вологодская область, Республика Саха (Якутия), Башкортостан и Татарстан. Однако зная о сакральном отношении к власти в трех последних регионах, объяснение этому феномену найти нетрудно.

Ни шагу назад! Излишняя активность региональных чиновников в деле повышения своей заработной платы с завидной регулярностью вызывает недовольство Минфина. Однако добиться сколько-нибудь значимых результатов главное финансовое ведомство страны так и не смогло даже несмотря на солидное подспорье в виде действующего законодательства. Дело в том, что в Бюджетном кодексе РФ достаточно четко прописано, что в субъектах РФ, получающих финансовую помощь из федерального бюджета, средняя зарплата региональных чиновников не может быть выше зарплат работающих там же федеральных служащих. По данным все того же Минфина, сегодня эту норму законодательства нарушают почти все, кто может ее нарушить, — 52 российских региона. Следуют «букве» закона в данном случае лишь совсем бедные субъекты РФ вроде Еврейской автономной области, где на зарплаты чиновникам и так тратится более 5% всех расходов консолидированного бюджета территории.

Правда, реальных механизмов воздействия на региональные администрации у федеральных властей нет. Выявить нарушения — это одно, а заставить перекроить всю систему оплаты труда, принятую на местах, совсем другое. Не помогло даже вмешательство прокуратуры, которая так и не смогла заставить соблюдать закон администрации трех российских регионов: Приморского края, Владимирской и Сахалинской областей.

У федеральных властей остается только одна реальная возможность добиться соблюдения требований Бюджетного кодекса — повышать уровень оплаты труда в своих территориальных подразделениях. На нынешний год запланировано сразу две волны индексации — на 15% и 11%. И хотя это вновь позволит перекрыть темпы роста зарплат в реальном секторе экономики, данных мер будет явно недостаточно. Такими темпами зарплаты федеральных и региональных чиновников сравняются в лучшем случае через пять лет.

Быстрый результат смогут принести лишь радикальные предложения, аналогичные тем, что прозвучали в недавнем заявлении главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова. Едва встав у штурвала российской таможни, он объявил о необходимости увеличения зарплат своим подчиненным в три раза с 1 января 2007 года.

Гладко было на бумаге

Действующее российское законодательство достаточно жестко ограничивает величину окладов государственных и муниципальных служащих. Однако, по словам Людмилы Вагиной из Российской академии государственной службы при Президенте РФ, на долю собственно должностных окладов приходится лишь около 30% доходов чиновников. Все остальное — это различные надбавки и доплаты, которые могут значительно отличаться друг от друга. С одной стороны, федеральными нормативно-правовыми актами, как правило, предусмотрен лишь минимальный размер надбавок. К примеру, величина надбавки за выслугу лет в различных субъектах РФ варьируется от 30 до 70%. С другой — в некоторых регионах применяются доплаты, не предусмотренные федеральным законодательством.

Значительное влияние на средний уровень заработной платы чиновников также оказывает принятая структура должностей. За последние годы сразу в нескольких субъектах Федерации была проведена глобальная реорганизация структуры управления, позволившая минимизировать количество низкооплачиваемых должностей.

РЕЙТИНГ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РФ*

Место в рейтинге Место по величине ВРП на душу населения** Субъект РФ Индекс привлекательности государственной и муниципальной службы Среднемесячная заработная плата в органах государственной власти в I кв. 2006 г., руб. Средняя заработная плата в субъекте РФ в I кв. 2006 г., руб. Прожиточный минимум трудоспособного населения в I кв. 2006 г., руб.
территориальные органы федеральной власти органы исполнительной власти субъектов РФ Органы местного самоуправления
1 - Таймырский АО 84,88 21 292 54 933 34 866 19 971 6305
2 32 Рязанская область 84,56 8406 30 461 9770 6771 3214
3 1 Тюменская область 82,08 15 033 36 076 27 160 21 306 3397
4 30 Волгоградская область 81,56 8745 22 773 9912 6461 2989
5 38 Республика Карелия 80,78 15 146 20 025 15 625 9597 3839
6 24 Мурманская область 79,68 18 280 32 949 21 984 13 672 5137
7 11 Ленинградская область 78,91 9464 27 651 15 704 9401 3411
8 54 Воронежская область 78,47 8751 20 328 7631 5721 3035
9 - Ханты-Мансийский АО 78,14 17 350 55 390 31 934 23 161 5272
10 44 Хабаровский край 76,77 14 896 30 147 18 267 11 117 5137
11 46 Калининградская область 75,94 9791 20 508 13 180 7620 3651
12 69 Читинская область 75,58 13 621 19 775 10 742 8792 3370
13 78 Республика Тыва 75,06 15 051 16 658 8746 8119 3466
14 29 Орловская область 74,46 8245 14 182 9477 5857 2817
15 55 Ростовская область 74,12 9533 18 534 8558 6298 3322
16 - Усть-Ордынский АО 73,97 11 086 12 713 5226 5007 3477
17 18 Санкт-Петербург 73,40 12 311 27 372 17 211 11 455 4056
18 64 Алтайский край 73,15 10 207 12 010 6021 5462 2698
19 58 Камчатская область 73,06 19 663 39 498 23 771 15 537 6886
20 - Ненецкий АО 72,33 19 540 46 389 37 159 25 267 6171
21 68 Кабардино-Балкарская Республика 71,87 8593 9839 5798 5055 2175
22 15 Архангельская область 71,66 14 331 25 649 13 124 10 567 4263
23 77 Республика Адыгея 71,66 8785 12 607 8695 5611 3140
24 59 Приморский край 71,45 14 435 17 351 15 636 9676 4629
25 6 Томская область 71,39 12 184 19 889 15 531 10 314 3722
26 17 Оренбургская область 71,28 9945 16 923 8118 6857 2954
27 73 Республика Алтай 71,13 12 001 14 529 8128 6518 3837
28 7 Омская область 70,73 9873 21 117 10 499 7965 3403
29 16 Ярославская область 70,16 8929 19 962 11 248 7934 3226
30 76 Республика Дагестан 70,10 9326 7009 5099 4304 2800
31 63 Республика Марий Эл 69,88 8426 12 763 7929 5678 2870
32 67 Брянская область 69,69 9670 12 275 6127 5622 2787
33 9 Красноярский край 69,55 14 323 22 525 13 045 11 030 3926
34 56 Владимирская область 69,38 9200 16 556 8512 6583 3199
35 39 Краснодарский край 69,12 8906 16 872 11 159 6798 3926
36 Корякский АО 68,86 19 351 34 555 19 135 16 096 5623
37 48 Республика Хакасия 68,80 14 109 14 882 8821 8595 3422
38 - Агинский Бурятский АО 68,70 9594 14 266 7470 5886 3477
39 50 Амурская область 68,47 13 041 18 232 14 787 9540 4605
40 53 Чувашская Республика 68,46 8908 11 793 7002 5467 3000
41 31 Иркутская область 68,29 13 248 16 695 11 693 9708 3505
42 75 Ивановская область 67,86 8881 12 083 7562 5680 3097
43 27 Нижегородская область 67,46 9696 16 813 9336 7127 3500
44 3 Липецкая область 67,37 8304 19 190 9359 7527 3006
45 71 Курганская область 66,62 10 209 13 403 6744 6311 3153
46 61 Кировская область 66,37 9952 11 611 7917 6210 3301
47 62 Ставропольский край 65,94 8880 12 890 7205 5838 3206
48 79 Республика Ингушетия 65,35 9987 12 302 6822 6178 3206
49 21 Сахалинская область 65,17 18 070 40 910 17 188 16 431 6098
50 33 Курская область 64,89 8661 9929 7489 5908 2753
51 26 Магаданская область 63,54 20 303 21 812 19 282 16 084 5623
52 72 Республика Калмыкия 63,49 8902 7230 5014 4762 2810
53 36 Новосибирская область 63,29 11 293 15 316 8577 7927 3630
54 8 Чукотский АО 63,23 27 366 36 568 26 202 22 041 8410
55 60 Ульяновская область 63,16 8614 13 278 6365 5885 3166
56 49 Саратовская область 62,34 8233 12 810 6587 6249 2753
57 28 Удмуртская Республика 61,92 9929 10 849 7641 7035 2955
58 74 Карачаево-Черкесская Республика 61,71 8379 7665 6069 5189 2800
59 65 Пензенская область 61,64 8595 10 052 5904 5514 2970
60 20 Кемеровская область 61,27 11 044 13 758 9858 9323 3119
61 2 Москва 60,66 13 305 22 516 23 858 16 416 5137
62 34 Московская область 60,20 9606 19 680 13 189 10 257 3926
63 22 Челябинская область 59,86 10 231 13 637 8155 8292 3085
64 42 Тверская область 59,53 8795 12 261 8022 7110 3097
65 35 Астраханская область 59,48 9049 11 215 9204 7506 3152
66 25 Свердловская область 59,30 10 722 15 740 10 487 9639 3523
67 19 Пермский край 59,20 9202 17 508 8640 8415 3400
68 47 Тульская область 59,17 8326 12 208 7976 6956 3038
69 13 Самарская область 59,16 9015 19 101 9687 8251 4099
70 10 Республика Коми 58,84 14 957 18 899 11 741 12 820 4173
71 43 Тамбовская область 58,68 8264 9528 4810 5350 2826
72 40 Калужская область 58,63 8936 13 652 7873 7492 3175
73 - Эвенкийский АО 58,58 17 137 25 863 18 958 15 799 6332
74 66 Еврейская автономная область 57,87 12 447 11 533 9536 8709 4180
75 52 Псковская область 57,57 9449 9274 5752 6181 3127
76 51 Костромская область 57,49 8238 10 011 7673 6701 2964
77 70 Республика Северная Осетия 57,19 8293 6710 4993 5128 2800
78 23 Белгородская область 56,99 9720 9477 6946 7439 2826
79 57 Республика Бурятия 56,83 12 168 11 456 8382 8282 4180
80 14 Республика Башкортостан 56,77 9782 10 678 6500 7239 3048
81 12 Республика Саха (Якутия) 56,37 18 681 18 711 14 514 14 229 6100
82 - Ямало-Ненецкий АО 56,11 19 600 30 757 30 686 32 060 5788
83 4 Вологодская область 55,99 9944 16 387 10 284 9799 3695
84 45 Смоленская область 53,73 9056 10 257 6698 6984 3403
85 41 Республика Мордовия 51,30 8039 8333 4130 5461 3214
86 37 Новгородская область 49,67 8671 9323 7526 7841 3397
87 5 Республика Татарстан 48,20 8480 7616 6738 7758 3000

* Данные по Чеченской Республике, Бурятскому АО отсутствуют. ** При расчете ВРП на душу населения. Источники: Росстат, «Финанс.»

У страха глаза велики

Вопреки сложившемуся мнению зарплата чиновников далеко не самая большая статья расходов бюджета — в среднем на эти цели уходит не более 3% его консолидированных доходов. Больше всех на оплату труда государственных и муниципальных служащих тратят в Корякском автономном округе — 6,01% консолидированного бюджета по итогам 2005 года, Еврейской автономной области — 5,62%, Курской области — 5,51%, Хабаровском крае — 5,04% и Ленинградской области — 4,60%. Меньше всех в Москве и Татарстане — лишь 0,93% и 0,79% соответственно.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru