error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='6652',showed='1',date=NOW(),ip='18.216.70.205',sess='j5s5c07kbm2e3ujusj4n83pa21',url='http://mainjob.ru/publications/?view=6652'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Наследники в пеленках | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Наследники в пеленках


Алена Тулякова
Источник: Бизнес журнал

Голубая мечта любого бизнесмена — дети, с удовольствием продолжающие дело отца. Эдакая семейная компания, в которой знаешь, что родственники тебя не подведут и не подставят. Но дети почему–то поют на эстраде или пишут

Голубая мечта любого бизнесмена — дети, с удовольствием продолжающие дело отца. Эдакая семейная компания, в которой знаешь, что родственники тебя не подведут и не подставят. Но дети почему–то поют на эстраде или пишут картины, даже не думая вникать в тонкости управления предприятием. А если и пытаются поруководить, то весьма неудачно. Что же, предпринимательские навыки по наследству не передаются? Попробуем выяснить.

– Ну, вот есть же семьи, где родственники владеют бизнесом! Да хоть те же Ротшильды. Дело в руках семьи! Мой бизнес, конечно, скромнее, но я всегда хотел, чтобы занимался им сын, а не управляющий, для которого это просто работа, а не дело всей жизни. Но Серега, которому я дал отличное образование, зарубежное, между прочим, в фотографы пошел. Аккурат после окончания Оксфорда! Он так, видите ли, самореализуется, для рекламы снимает. А мне что делать? — с грустью говорит Владимир, владелец крупной сети магазинов.

А он–то откуда взялся?

Практически любой собственник рано или поздно начинает рассматривать бизнес в контексте семейных отношений. Первая волна российских бизнесменов, сделавших свое состояние в начале 90–х, уже приближается к тому возрасту, когда все цели достигнуты, амбиции реализованы, деньги заработаны и хочется просто лежать на пляже в какой–нибудь теплой стране, путешествовать и не думать о совещаниях, переговорах и контрактах. Ну, максимум, может быть, иногда давать ценные указания или мудрые советы. Только вопрос: кому их давать–то? Что делать тем владельцам компаний, дети которых не желают или не могут управлять предприятиями? Ведь проблема в том, что в наследство они получат не просто имущество, имеющее определенную ценность, а работающий бизнес. И естественно, что создатель этого бизнеса хочет, чтобы он и дальше работал и сохранялся в рамках семьи, а не был продан или закрыт.

Но представим себе такую ситуацию. Предприятие возглавил новый собственник — сын бывшего хозяина и руководителя. С большой долей уверенности можно предположить, что его «не примут» ни партнеры, ни топ–менеджмент. Партнеры помнят тот пуд соли, который они съели с отцом новоявленного наследника, создавая предприятие, а топ–менеджменту далеко не все равно, под чьим руководством работать. Личность владельца — существенная составляющая бизнеса, поэтому наследник для них — никто, новый человек, которого нужно всему учить и долго вводить в курс дела. Но эти люди самостоятельно строили свою карьеру, поэтому и воспринимают негативно наследника, пришедшего «на все готовенькое». При хорошем раскладе партнеры предложат новому собственнику продать им свою долю или акции, получить деньги и забыть про компанию. А если наследник — единственный владелец фирмы, то саботировать ситуацию вполне может топ-менеджмент, для которого происшедшее — шанс «нагреть руки». Поэтому к тому времени, когда наследник более–менее начнет понимать, как работает компания, от ее активов может уже ничего не остаться.

Еще более проблемный случай — наследование бизнеса, в котором главную роль играл талант бывшего владельца. Например, сын получает в наследство дизайнерское бюро. Да, его отец мог быть гениальным дизайнером, но талант нельзя передать в наследство вместе с бизнесом. При подобном раскладе ничего не понимающие в бизнесе родителя дети просто продают компанию.

Клерк в собственном банке

Передача бизнеса по наследству — это не только написание завещания. На самом деле это длительный процесс воспитания наследника и собственника. Если не понимать, что готовить преемника нужно заранее, — момент может быть упущен. И тут есть еще один нюанс — должно быть желание самого наследника учиться управлять предприятием. К сожалению, многие дети успешных родителей не хотят принимать на себя предпринимательские риски и предпочитают более спокойные наемные должности.

Но допустим, все условия соблюдены: отец принял нелегкое для себя решение, что через какое–то время придется отойти от дел, а сын имеет горячее желание заниматься семейным бизнесом. Многие родители в таких ситуациях хотят сразу дать своему наследнику всё. Тогда неопытный первокурсник становится чуть ли не президентом компании. И то, что его отец все еще и сам работает, не уменьшает недовольства ситуацией партнеров и топ–менеджмента. Вводить будущего наследника в бизнес нужно постепенно, с низших ступеней управления. Скажем, тот же самый студент может начать работать простым клерком в каком-либо отделе. Понятно, что его карьера будет развиваться несколько быстрее, чем у обычного сотрудника, но, во–первых, он все же пройдет весь путь наверх и узнает все нюансы работы организации, а во–вторых, все это будут видеть те же партнеры и менеджмент. В итоге они приобретут коллегу-профессионала, преданного семейному бизнесу, а не формального наследника, совершенно не разбирающегося в делах. То есть наследнику дается реальная возможность проявить себя, стать настоящим собственником и заслужить признание.

— Самая действенная схема передачи бизнеса — это постепенное введение детей в управляющие органы компании. Как правило, партнеры, если они имеются, — против появления наследников. Но получается, что сначала наследник приходит на предприятие не в роли хозяина, а как, например, работающий студент. Так начинал в моей компании мой сын, — рассказывает Юрий Трофимов, владелец ООО «SMT–центр». — Сперва он работал обычным продавцом, консультировал покупателей ноутбуков. Мой партнер, у которого нет детей, сразу был против такой, как он выразился, «семейственности». Но постепенно он привык, да и сын старался, так как я довольно жестко объяснил ему, что спрос с него будет гораздо больше, чем с других продавцов. Именно потому, что он — сын владельца фирмы! С тех пор прошло уже семь лет, и сейчас Андрей вполне успешно возглавляет у нас отдел прямых продаж. То есть мы учли интересы всех — меня, так как я уверен, что мой сын идет к тому, чтобы эффективно управлять компанией в будущем, моего сына, который сам проходит все этапы карьерного роста, и моего партнера, который теперь уже спокойно отнесется к тому, что в будущем сын займет мое место.

В семье не без урода

Так что же делать тем предпринимателям, дети которых не то чтобы не могут, а категорически не хотят принимать бизнес? То есть деньги — да, но компания, которой надо руководить, их вовсе не интересует. Это те самые дети, о которых мы упомянули в начале статьи. Они поют, рисуют картины, снимают рекламные ролики или изучают жизнь африканских племен. Они выбрали другой путь и не желают вести бизнес.

— Я не хочу посвятить свою жизнь изготовлению мебели, — говорит Ирина Проковская, дочь владельца мебельной фабрики. — Почему я должна заниматься тем, что меня не привлекает? Только потому, что это нравится моему отцу? Мне с детства интересны танцы, я сама открыла небольшую студию и учу танцевать школьниц. Меня поддерживает мама, а отец настаивает, чтобы я изучала менеджмент и готовилась управлять фабрикой. Но какой из меня директор? В общем, в нашей семье уже несколько лет зреет конфликт, и как он будет разрешен — не представляю.

Большая проблема стоит и перед теми родителями, бизнес которых по закону должен отойти двум и более наследникам. Ведь давно известно: для того чтобы поссорить семью и разрушить бизнес, его нужно завещать нескольким людям в каких–либо долях. Сначала они будут ссориться по поводу того, что у кого–то доля в предприятии больше, затем — из-за управления. В общем, лебедь, рак и щука… И даже если имущество поделено поровну, — конфликтов по поводу принятия важных решений избежать вряд ли удастся. Причем все это приведет не только к ссорам внутри семьи, хотя это тоже неприятно, но и к кризису в компании.

Некоторые родители оставляют, например, дочери деньги на счете в банке, а предприятие — сыну. Через несколько лет сын неумелым управлением компанию разоряет и продает за гроши, а дочь преспокойно живет на банковские проценты. Вроде справедливое решение оборачивается в итоге совсем неравным положением детей. Еще хуже, если у предпринимателя нет достаточных средств, чтобы оставить что–то всем наследникам. И если он оставляет бизнес кому-то одному, с условием обеспечивать всех других членов семьи, — снова могут возникнуть конфликты. Выходом может быть продажа предприятия — ведь деньги поделить легче, либо в плане передачи бизнеса по наследству необходимо предусмотреть правила и принципы разрешения вероятных конфликтов между наследниками.

Но все это возможно только в том случае, когда написано завещание и в компании заблаговременно составлен и работает план передачи бизнеса по наследству. Если же собственник заранее не думает о том, что со временем ему придется уйти на покой, то в случае его смерти имущество будет поделено поровну между детьми и супругой. И еще хорошо, когда они мирно договариваются продать предприятие, — возможно, оно успешно будет работать под руководством нового собственника. Если же амбиции кого–то из наследников не позволят продавать бизнес, а опыта управлять им ни у кого не будет — можно догадаться, что ждет предприятие через полгода–год.

Законы, связанные с передачей бизнеса по наследству, в нашей стране только–только начинают приниматься. Еще сложно говорить о каких–то тенденциях. Мы хотели поставить вопрос и предупредить о возможных последствиях в тех случаях, когда проблемы не решаются вовремя, а откладываются.

увеличитьВы уже завещали свой бизнес?

«Бизнес–журнал» выяснил у представителей делового сообщества, как они относятся к составлению завещания и передаче своего бизнеса наследникам.

Пока не задумывался

Пока не думал о завещании и не занимался оформлением своей последней воли. Рано еще!

Борис Мальцев, директор и владелец ООО «Клерк.ру»

Не нам решать

Передача бизнеса по наследству — это ситуация, к которой стремится любой здравомыслящий человек, но она возможна только в условиях стабильной политической системы. Стабильность нашей же системы пока измеряется одним, максимум двумя президентскими сроками, а в масштабах поколения этого явно недостаточно. Реальность такова, что сейчас вопрос о том, кто унаследует бизнес (особенно крупный) часто решает не собственник, а компетентные органы.

Владимир Виноградов, президент группы компаний Pro–Vision

Принципиально против

На мой взгляд, уровень современного бизнес–предприятия определяется исключительно деловыми качествами его владельца. При таком подходе понятие наследования теряет свою актуальность. Мой наследник может доказать, что достоин руководить или владеть бизнесом, только создав его сам. Надеюсь, к тому времени, когда это приобретет для меня особый смысл, бизнес моего наследника будет настолько крупнее моего, что этот вопрос даже не будет стоять.

Антон Калабин, директор и совладелец компании «Камео»

Мешает отсутствие традиций наследования

Естественно, любой бизнесмен, сделавший себя и свое дело сам, со временем будет думать о том, что произойдет с детищем после его ухода от дел. Но у нас нет традиций наследования семейного бизнеса в силу молодости самого бизнеса. Да и государство, от которого не знаешь, чего ожидать не просто завтра, но и сегодня, сейчас, тоже играет немалую роль. В общем, давайте делать так, чтобы мы могли создавать компании без оглядки на «дубину» государства, а потом у нас появятся и практика наследования, и традиции. Хотя и традиции зачастую — не панацея. Например, в Европе, со всеми ее традициями, более 70 процентов частных фирм в настоящее время не отходят наследникам, а продаются или переходят в доверительное управление, принося семьям пусть и меньший, но гарантированный доход.

Павел Огородников, генеральный директор «БерлинАвто Медиа», генеральный продюсер автомобильных TV–программ «Звезда автострады», «Звезда автоспорта», «АвтоFashion»

Нет наследника

Наверное, еще не пришло время думать о завещании. Да и наследника у меня пока нет.

Максим Макарчук, владелец ООО «Графитекс»

Нужно искать варианты

Думая о передаче по наследству своего бизнеса, необходимо оценить, насколько компания имеет независимое управление. Ведь если новый собственник, вступивший в права владения, окажется плохим руководителем, то это приведет бизнес к быстрому распаду. Поэтому заботиться нужно не только о юридической стороне передачи собственности, но и о создании полноценного корпоративного управления компанией после этой передачи. Или, по крайней мере, хотя бы прописать порядок вступления в собственность и форму управления бизнесом, если новый собственник в силу возраста или способностей не может быть эффективным. Например, можно передать фирму в некое доверительное управление. Я думаю об этом, и мне хотелось бы пообщаться с подобными компаниями.

Михаил Гончаров, генеральный директор компании «Теремок — Русские блины»

Надо думать заранее

Задумываться о передаче своего дела нужно не тогда, когда владелец бизнеса собрался уходить от дел, а гораздо раньше, чтобы иметь время передать детям или другим близким людям какие–то навыки. Иначе нет вероятности, что бизнес, после ухода владельца, выживет. Деньги могут истратить, активы уйдут с молотка, а персонал выдворят на улицу. Особенно если бизнес имеет творческую составляющую, как, например, издательский, когда важны свежие идеи, нужно поддерживать контакты, вводить новых людей. Так что смену надо готовить заранее. У меня, к сожалению, детей нет, но есть племянница в Израиле. Вот она всегда в курсе всех дел издательства, и не страшно передать ей дело, когда такая необходимость наступит.

Алла Штейнман, директор издательства «Фантом–Пресс»

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru