error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='6624',showed='1',date=NOW(),ip='18.116.43.109',sess='e4o3s4babrpohr1coa0ibdtak3',url='http://mainjob.ru/publications/?view=6624'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Как рождаются товарные дефициты | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Как рождаются товарные дефициты


Дмитрий Сомов
Источник: Компания

Объявления о том, что "соли нет и неизвестно когда..." появились месяц назад на дверях магазинов сотен городов России. Они породили настоящую панику среди населения, хоть и успевшего отвыкнуть от дефицита, но всегда

Объявления о том, что "соли нет и неизвестно когда..." появились месяц назад на дверях магазинов сотен городов России. Они породили настоящую панику среди населения, хоть и успевшего отвыкнуть от дефицита, но всегда готового к худшему.

Слухи о том, что Украина в отместку за отключение газа и запрет импорта мяса готова наложить эмбарго на поставки соли, заставили жителей российских городов ринуться в магазины, где их поджидали подсознательно ожидаемые пустые полки. Паника начала нарастать как снежный ком, и в течение всего нескольких дней цена на соль в отдельных областях страны поднялась на 1000% - с 4 - 5 рублей до 40 рублей за килограмм.

Как обычно, народ не стал слушать политиков и экономических экспертов, уверявших, что никаких реальных причин для роста цен на соль нет. Истинной причиной скачка цен, скорее всего, явилось умелое манипулирование общественным мнением некоторых торговцев, сумевших извлечь из короткой волны паники баснословные прибыли. Создание искусственного дефицита товара с последующим резким взвинчиванием цен –  прием простой, но очень действенный. Он использовался в торговле испокон веков с неизменным успехом. История знает немало примеров того, как хитрые дельцы в разные времена и в разных странах шли на сознательные убытки, чтобы сначала создать дефицит товара, а затем, на волне ажиотажного спроса, с лихвой компенсировать затраты.

До последнего гвоздика

В конце XVI - начале XVII веков голландская Ост-Индская компания начала активную торговлю с островами Юго-Восточной Азии, откуда колонизаторы практически монопольно вывозили мускатный орех, гвоздику и корицу. К середине 1620-х годов объемы поставок этих пряностей в Европу настолько повысились, что предложение стало превышать спрос, и рост цен замедлился. Голландские купцы забили тревогу. Перспектива потерять часть прибыли их вовсе не устраивала. Выход из создавшейся ситуации был найден довольно быстро.

Глава голландской фактории на острове Тернате, одном из Моллукских островов, являвшихся центром производства гвоздики, отдал приказ вывезти всю сушеную гвоздику, хранившуюся на складах компании, собрать ее на берегу моря и сжечь. Всего было уничтожено более 100 тонн пряности - это был примерно десятилетний запас товара. Удушливый запах сожженной гвоздики окутывал остров в течение нескольких месяцев.

В тот же день несколько сотен туземных наемников под предводительством голландских капитанов, взяв в руки топоры, вышли в гвоздичные рощи и начали безжалостно вырубать цветущие деревья. Только на Тернате было уничтожено около десяти тысяч деревьев - более половины всех посадок. Акция вскоре принесла ожидаемые плоды: уже через год цена на гвоздику в Европе выросла в десять раз.

Воспоминания об этих трагических событиях сохранились в местных ритуалах, связанных с разведением гвоздичного дерева. Английский ученый Джеймс Фрейзер, живший в конце XIX - начале XX веков в своей книге "Золотая ветвь" приводит сведения о том, что за цветущим гвоздичным деревом островитяне ухаживают, как за беременной женщиной. Завидев его, мужчина должен почтительно снимать шляпу; около дерева нельзя шуметь, а ночью запрещено зажигать огонь, чтобы не испугать нежное создание...

Шведская спичка

История торговли XX века изобилует кейсами о создании искусственного дефицита для извлечения выгоды. Достаточно вспомнить историю шведского спичечного короля Ивара Крейгера. Для легендарного шведа, в начале века прибравшего к рукам практически все производство спичек на планете, создание искусственного дефицита было излюбленным экономическим приемом. Первый раз Крейгер прибегнул к такому способу в 1917 году, когда решил купить крупнейшего производителя спичек в Швеции и своего главного конкурента на тот период - Йёнчёпингскую группу.

В 1917 году, когда из Йёнчёпинга в фирму Hamilton & Hansell пришел очередной заказ на поставки фосфора, выяснилось, что этот крупнейший поставщик сырья не может выполнить заказ, поскольку уже заключил контракт на поставку всего вырабатываемого фосфора компании Крейгера. Предприниматель пошел на значительные убытки, скупив весь фосфор, поставляемый в Швецию. Цены на это сырье мгновенно взлетели в несколько раз, а склады Крейгера ломились от фосфора, который он тем не менее не спешил выбрасывать на рынок. Уже через три месяца йёнчёпингцы оказались на грани банкротства, и Крейгер спокойно купил их заводы, основав легендарную Swedish Match Company.

Впоследствии бизнесмен регулярно повторял трюк с фосфором, скупая его у производителей и накапливая огромные запасы сырья у себя на складах. Искусственный дефицит фосфора приводил к скачку цен и быстрому разорению производителей спичек. Они оказывались не в состоянии конкурировать с Крейгером и были вынуждены идти к нему на поклон с просьбой выкупить их компании. К 1920 году благодаря такой политике Ивар Крейгер контролировал более 65% всего мирового производства спичек. В Европе этот показатель и вовсе доходил до 100%.

Небо в алмазах

Примерно в это же время на противоположном краю света очень похожую политику проводил Генри Оппенгеймер - создатель мировой монополии в торговле алмазами компании De Beers. Экономическая депрессия, начавшаяся в США, постепенно охватила всю мировою экономику, что привело к падению цен на ювелирные изделия. В немалой степени тому же способствовало и открытие множества новых рудников в Южной Африке. Глава De Beers решил смириться с торговыми убытками, чтобы избежать еще более крупных. Компания скупила большую часть приисков страны и законсервировала их. Добыча алмазов была сокращена почти на 80%.

Такая же участь ждала и готовую продукцию. Склады, где хранились десятки тонн обработанных алмазов, были закрыты. Но Генри Оппенгеймер не остановился на этом. Искусственный дефицит был поставлен во главу угла всей политики De Beers. Специалисты компании начали в огромных количествах скупать на сырьевых аукционах продукцию конкурентов, перевозить ее в свои хранилища и опять-таки консервировать там до лучших времен. Огранщикам в Европу поступала лишь небольшая доля произведенных алмазов.

Депрессия затягивалась, спрос на бриллианты никак не хотел расти, вместо него увеличивались долги семьи Оппенгеймеров. Но Генри не торопился отказываться от своей политики. Для того чтобы расплатиться по долгам, семье пришлось распродать большую часть своего имущества и заложить семейную ферму. К концу 1930-х годов бриллианты вновь стали дорожать, к тому времени Оппенгеймер разработал новую стратегию управления мировым рынком, в основу которой был положен испытанный прием создания искусственного дефицита.

Чтобы контролировать предложение на рынке, он создал алмазные стоки (от англ. stock - "запас"). De Beers направляла туда те драгоценные камни, появление которых могло сбить цены. Если раньше компания скупала у независимых производителей излишки алмазов, то теперь она стремилась купить все. Огранщикам же, как и прежде, поступала лишь малая часть добытых камней. Вскоре преимущества одноканальной системы сбыта почувствовали на себе все - и горные компании, и огранщики были заинтересованы в постоянном росте цен на свою продукцию и гарантированных продажах. Монополия, основой которой стал искусственный дефицит, просуществовала до наших дней и лишь в последние годы дала трещину.

Чубайс шагает позади

Впрочем, нередко бывает, что отработанный прием не срабатывает, и раздувание искусственного ажиотажа в итоге больно бьет по его авторам. Наиболее ярким примером этого могут считаться события 1999 - 2001 годов в Калифорнии, когда попытка создать дефицит энергии в штате обернулась грандиозным энергетическим кризисом, президентским расследованием и в конечном счете громким банкротством одного из главных инициаторов акции - компании Enron.

В 1999 году власти Калифорнии первыми в стране решили полностью открыть энергетический рынок для свободной конкуренции. С этого времени на ставки тарифов не распространялись никакие ограничения. Предполагалось, что этот шаг приведет к усилению конкурентной борьбы между поставщиками и снижению тарифов для населения. Но руководство Enron рассудило иначе. Глава энергетической компании Кен Лей увидел в новой системе дополнительные возможности для извлечения сверхприбыли. На вооружение он решил взять проверенную годами «спекулянтскую» модель.

Лето 1999-го выдалось очень жарким, и нагрузка на электросети резко возросла за счет повсеместного использования кондиционеров и холодильников. Однако вместо того, чтобы увеличить подачу энергии в штат, Enron, наоборот, увеличила экспорт энергии за пределы Калифорнии. Более того, несколько электростанций в самом штате были просто закрыты. Для того чтобы оправдать такой поступок, руководство Enron заявило, что станции закрываются на плановое техническое обслуживание в связи с износом большей части оборудования.

Всего лишь через месяц после снятия ограничений на тарифы средняя сумма счетов, приходящих частным потребителям энергии в Калифорнии выросла в два-три раза. Но поменять поставщика энергии, как предполагали разработчики законопроекта, потребители не могли - из-за действий Enron все посредники сидели на жестком режиме экономии и отказывались подключать новых потребителей. Не сработала и вторая задумка властей штата - новые компании из-за взвинченных цен на подключение к сетям не решились выйти на рынок.

У потребителей не оказалось обещанной им свободы выбора. Однако в Enron перестарались - в 2000 году грянул кризис. Нехватка электричества и кризис неплатежей, вызванный тем, что многие потребители просто не могли себе позволить оплату возросших в несколько раз счетов, привели к банкротству крупнейшего дистрибутора энергии в штате - Pacific Gas & Electric. Напуганные состоянием финансов  калифорнийских дистрибуторов, другие энергетические компании резко сократили объемы поставок в штат, опасаясь, что калифорнийцы не смогут расплатиться по долгам. В штате начались повсеместные отключения электричества, скандал достиг дверей Белого дома и стоил поста губернатору Калифорнии Грею Дэвису.

Но эта история ударила и по самой Enron - компания обратила на себя пристальное внимание властей, и аудиторская проверка вскрыла грандиозные махинации, которые вскоре привели ее к банкротству, а все ее руководство - на скамью подсудимых. Среди двух десятков эпизодов нарушения закона, которые вменяются сегодня Кену Лею, значится и преступный сговор с целью запрещенного воздействия на рынок - это как раз и есть создание искусственного дефицита электроэнергии.

Россиянам же, скупившим годовые запасы соли, вряд ли когда-нибудь доведется увидеть поднявшего эту панику человека на скамье подсудимых. Остается только утешать себя тем, что купленная впрок соль все равно пригодится. И прицениваться к спичкам, сахару и табаку...

 

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru