error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='6606',showed='1',date=NOW(),ip='3.15.228.32',sess='2sc417i3j92pmtmjdc9ajg6hn0',url='http://mainjob.ru/publications/?view=6606'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Песни о Главном | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Песни о Главном


Ольга Боголюбова
Источник: Бизнес журнал

В некоторых компаниях это делают стоя. По утрам, до начала работы, чтобы заспанные лица сотрудников озарились чувством долга перед родной конторой и любовью к клиенту. А кое–где корпоративные песнопения устраивают,

В некоторых компаниях это делают стоя. По утрам, до начала работы, чтобы заспанные лица сотрудников озарились чувством долга перед родной конторой и любовью к клиенту. А кое–где корпоративные песнопения устраивают, напротив, в середине дня. Чтобы персонал встряхнулся и пополнил запасы трудолюбия.

Да, нынешняя попса развращает и опускает культурный уровень нации ниже пояса. Но это же не значит, что рифмы «вновь — любовь» и однообразные три аккорда — единственное, что осталось в нашей музыкальной культуре! Особенно если учесть, что корпоративные гимны сегодня сочиняют как раз культурные компании. Или, на худой конец, стремящиеся выглядеть таковыми.

Песенки для детского утренника. Пробы пера участников кружка самодеятельности. Вирши массовиков–затейников в домах отдыха. Назойливое рифмоплетство тамады на свадьбе. Именно такие ассоциации возникают, когда слушаешь корпоративные гимны российских компаний. И не важно, написаны эти оды и панегирики сторонними мастерами или выкованы, не отходя от кассы, местными умельцами. Разница здесь почти не ощутима. В большинстве случаев эти сочинения шаблонны, отдают дурным вкусом, до предела нарциссичны, пафосны и фальшивы.

Вы будете смеяться, но некоторые эксперты всерьез рекомендуют владельцам компаний осчастливить коллектив таким подарком к Новому году или Дню Основания Фирмы — чтобы и дома, и в автомобиле слушали компакт-диск с записью корпоративного гимна в исполнении топ-менеджеров. Или смотрели вместе с семьей видеоклип к корпоративной песне. А на интернет-форуме, посвященном корпоративным гимнам, руководительница одной из фирм признается, что мечтает… о корпоративном мюзикле. «Это очень перспективно и хорошо мотивирует персонал». Вот ведь как…

Специалисты по созданию од, панегириков и серенад — музыкальные студии, пиар–агентства и продюсерские центры — берут за сочинение шедевров от 250 до 2 500 долларов и выше, оговорив с клиентом аудиторию, содержание, стиль. В запасе у мастеров терций и гениев рифмы всегда имеются образцы стандартных музыкальных тем и шаблоны типовых куплетов — дело поставлено на поток. В ассортименте — стихи на заказ, рекламные и ситуативные песни, аудиологотипы (музыкальные фразы с пропеванием названия и слогана фирмы, вроде «М–м–м… «Данон»!», придуманного французским писателем Фредериком Бегбедером) и джинглы. Есть и «песни о Главном» — оды, посвященные собственникам и топ–менеджерам.

Все эти произведения их авторы гордо именуют «фирменным аудиостилем» и причисляют аудиобрэндинг к действенным инструментам пиара, внешнего и внутреннего. Мол, удачная музыка хорошо запоминается, а при случае легко всплывает в сознании. Хотя в том, что всплывает, нет, кажется, ничего удивительного.

Да что там, в тех же сетевых форумах некоторые менеджеры, комментируя музыкальные способы пиара, уже предлагают вводить в бой тактильные методы пиара, включая специальным образом разработанные приемы поглаживания клиентов, партнеров и сотрудников. И верно, такая пропаганда фирменного стиля еще более материальна! Такое ощущаешь, как говаривал Билл Гейтс, на кончиках пальцев.

Сольфеджио

Как сочинить корпоративный гимн? Очень просто. Нужно лишь круто замесить историю, миссию, принципы и ценности компании. Приправить моментами из ее повседневной жизни. Добавить пригоршню корпоративных достижений и успехов на рынке, а также щепотку юмора.

Но так ли уж нужен корпоративный гимн компании? По мнению заместителя генерального директора по стратегическому маркетингу ООО «ИМА–консалтинг» Анны Лекич, необходимость в создании корпоративного гимна осознается при совпадении, по крайней мере, трех условий: «Компания должна быть крупной — тогда возникает потребность самоидентификации, развитой — тогда важно повысить ее корпоративную культуру. Наконец, компания должна обеспечивать условия для регулярного использования корпоративного гимна: в ней должны систематически проходить мероприятия, на которых исполнение корпоративного гимна было бы уместно. Если большинство сотрудников понимает и поддерживает идею корпоративного гимна, он будет органичным элементом корпоративной культуры. Я против всего искусственного. Залог успеха — органичность».

— Едва ли идея написания гимна для нашей компании актуальна, — добавляет Анна Давыдова из консалтинговой компании «Прогрессивные технологии управления». — Для объединения нам подобные атрибуты не нужны. Тут работают другие механизмы. Вообще, само слово «гимн» звучит очень пафосно. А пафос в нашей компании ну совсем не приживается, слишком демократичная среда!

По мнению Давыдовой, гимн как элемент корпоративной культуры необходим в компаниях, в которых работают «группы людей, объединенных одинаковой деятельностью». Скажем, гимны уместны в архитекторских бюро, геологоразведочных и транспортных компаниях, рекламных агентствах, артелях лесорубов и так далее.

— Если мы говорим о крупных компаниях, то, думаю, корпоративные гимны есть у трех–пяти процентов из них. Это может являться косвенным свидетельством их сравнительно низкой эффективности. Да и удачных гимнов мало, — говорит Анна Лекич («ИМА-консалтинг»). — У нас как–то завелся корпоративный гимн, он служил ринг–бэком на нашем офисном телефоне, но не прижился. Наверное потому, что был написан в бардовской, мягкой манере, а мы достаточно агрессивная компания. В общем, явное противоречие. Зато у нас есть ода «ИМА-консалтинг». Ее написал Аркадий Арканов в прошлом году. Вот несколько куплетов из оды:

В наш лексикон проникли зримо
Десятки иностранных слов.
Все произносят: «Супер!», «Прима!» —
От стариков и до юнцов.

К примеру, что такое «прима»?
Ответ простой, и он не нов.
Ведь это холдинг «Группа ИМА»,
Где А. Гнатюк и В. Смирнов.

У нас с пиаром все в порядке.
Клиенты верят нам вполне.
Мы входим в первую десятку
Пиар–агентств по всей стране.

Свое правительство пиарим
И скажем без обиняков,
Что мордой в грязь мы не ударим,
И это подтвердит Лужков…

Анна Лекич считает, что корпоративный гимн обязательно должен включать элемент самоиронии. А математик Леонид Никифоров предлагает для маркетинговых служб такой остроумный куплет корпоративного гимна:

Жертвуя ночи и дни
Достославному богу торговли Гермесу,
Ищем на рынке сегменты,
Рожденные волей великого Зевса…

А вот еще один отрывок корпоративного гимна — линии безалкогольных газированных напитков «Фруктовая река»:

На карте нет такой реки,
и все же она есть.
Сидят и ловят рыбаки
на удочку и сеть
Бананы, манго, ананас —
ликует весь народ!
И я хочу заверить вас,
что там всегда клюет!..
Припев:

Фруктовая река,
Цветные берега,
Неиссякаемый поток,
Попробуй хоть один глоток!

Независимый консультант Дарья Лысенкова убеждена: «Корпоративные гимны не должны быть прямолинейной агиткой. Такие сочинения малоубедительны и напоминают методы воздействия советских времен. Помните эти обязательные для всех демонстрации с цветами и флагами, торжественные линейки, выкрикиваемые всем строем приветствия и хоровые пения? Если все эти ритуалы практиковать изо дня в день, бессмысленно и беспощадно, то они девальвируются, утрачивают смысл. Компания превращается в казарму или в детский сад».

Нелечебная ГИМНастика

Как воспринимают пышные фразы и пылкие заверения корпоративных гимнов сотрудники?

Начальник отдела одной компании по производству водки считает: «Глупо как-то каждый день петь оду нашей «огненной воде». Но приходится. Речь не о качестве нашего продукта. Речь о том, что перед персоналом стыдно. Ведь на самом деле эти «священнодействия» — потеря времени, принудиловка». Другой менеджер уверен, что «перекармливание местными гимнами не укрепляет корпоративный дух, а, наоборот, раздражает и отвращает персонал». Какая уж тут лояльность и гордость за родную компанию?

Экс–менеджер по маркетингу торговой компании «Валентина» Елена Гусева вспоминает: «В нерабочее время нас заставили корпеть над стихами. Конкурс объявили — кто лучше гимн напишет, тому день отгула. Старались, придумывали. В конце концов, победителя наградили не только отгулом, но еще и небольшой премией. Но гимнюк скоро раскаялся в сочинительстве: его произведение в зубах у всех навязло. Как день рождения начальства — так поем. Как праздник или юбилей фирмы — опять поем… Собрания акционеров, спортивные соревнования — снова повод для песнопений. В советские времена это называлось перегибами».

Менеджер Сергей Минин из строительной компании «АРТЕЛЬ» замечает: «Наши работники воспринимают корпоративный гимн или снисходительно — как блажь начальства, или упражняются в остроумии. Уже даже сочинили пародию на гимн и спели на 8 Марта. Но начальство — надо отдать должное — воспринимает эти шутки адекватно».

Даже если вас обуревает энтузиазм по поводу создания корпоративного гимна, все же нелишне помнить, что это одна из корпоративных игр и забав, то есть весьма факультативное занятие. И серьезно повысить корпоративную культуру с помощью таких «священных литургий», скорее всего, не удастся.

Ваши сотрудники располагают лишним временем, силами и рвением? Тогда пусть сочиняют корпоративные оды. А потом поют всем коллективом. Мы же лучше пойдем поработаем. Корпоративной культуры ради.

Пой, светик, не стыдись

Гимнописцы, как профессиональные, так и любители, ваяющие вирши во славу родной компании, грешат гигантоманией. Особенно если корпоративные сочинения предназначены «для внешнего употребления». В корпоративных произведениях то и дело фигурируют «сотни», «тысячи» и даже «миллионы». Вот примеры:

Миллионы квадратов жилья
И героев большая семья…
Сотни клубов, гостиниц, больниц,
Поликлиник, театров, теплиц…

Впрочем, этот гимн строителей не столь уж преувеличивает правду. Пример явного «головокружения от успехов» можно привести такой — вот самопрезентация маленькой фирмы по пошиву одежды для домашних питомцев:

Для тысяч кошек и собак
Мы шьем пальто, штаны и фрак,
Мы всех зверей оденем тут,
Везде нас и зовут, и ждут…

Заманчиво бывает выглядеть белым и пушистым. Так что компании сплошь и рядом живописуют себя как благодетелей, радеющих о здоровье и счастье клиентов. Вот как увековечила себя одна фармацевтическая фирма:

Микстуры, таблетки, драже и сиропы,
Мы качеством балуем вас из Европы.
Мы людям здоровье и счастье несем —
От разных недугов немедля спасем!

И даже если компания — сущая акула на рынке, в корпоративных песнях она подчас изображается милым плюшевым мишкой. И мелодию подбирают самую что ни на есть душевную и умиротворяющую…

Какими эпитетами только не описывают себя компании! «Красивые», «уникальные», «отличные от других». Они зачастую «владеют особым даром» и «служат всем примером»… Одна подмосковная компания преподнесла себя таким образом:

Светишь ты на Руси путеводной звездой
Из Московии нашей родной.

Ну, а в припеве — миссия компании:

Верны твои дороги,
Душа твоя чиста,
Отечеству — налоги,
Рабочие места.

Видимо, народ полагает, что идеальная фирма корпоративного гимна — патриотичная, социально ответственная да еще и финансово прозрачная.

Многие компании провозглашают себя «лучшими», «смело» и «быстро» «идут в будущее», готовы охватить своим бизнесом всю Россию и даже страны СНГ:

Дальний Восток, Украина, Сибирь,
Псков, Воркута, Ашхабад, Анадырь…

Да и Содружество Независимых Государств — не предел. Вот вам характеристика Братского алюминиевого завода:

Красавец–завод перед миром предстал,
Мечты наши в явь превратились…

Дежавю. В 1920–е годы теми же фразами прославляла социализм и индустриализацию всей страны пролетарская поэзия. Правда, более или менее искренне… Теперь же главные музыкальные темы российских предприятий оказались в руках профессиональных гимнюков, именующих себя «создателями атмосферы», «имиджмейкерами–рекордсменами», «мастерами с явным творческим талантом» и даже «министрами по исполнению капризов».

 

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru