error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='6519',showed='1',date=NOW(),ip='18.225.95.229',sess='1l16v2g4s2i7uprpkal8ecl2r7',url='http://mainjob.ru/publications/?view=6519'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Как распознать и преодолеть профессиональное выгорание сотрудников | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Как распознать и преодолеть профессиональное выгорание сотрудников


Светлана Бадаева, генеральный директор компании «Ассоциация бизнес-мастерства»
Источник: www.kdelo.ru

Смена сезонов, особенно конец зимы - начало весны, серые сугробы, слякоть, городские пробки часто провоцируют подавленность и плохое настроение. Раньше деловой активности ваших сотрудников можно было позавидовать, а

Смена сезонов, особенно конец зимы - начало весны, серые сугробы, слякоть, городские пробки часто провоцируют подавленность и плохое настроение. Раньше деловой активности ваших сотрудников можно было позавидовать, а теперь многие выглядят усталыми и раздраженными, грубят коллегам и клиентам, опаздывают на работу. Вы обеспокоены их состоянием, но не знаете, в чем причина и что можно предпринять... Возможно, у кого-то из них начался «синдром профессионального выгорания»...

Не пропустите первые признаки синдрома

Признак близкого профессионального кризиса сотрудника - повышенная раздражительность, которая может переходить в немотивированную агрессию по отношению к окружающим. Причины подобного поведения скрываются во внутреннем напряжении: недовольстве собой или другими, творческом застое, внутренних конфликтах, которые человек, как правило, не осознает. Это напряжение накапливается, и время от времени наступает необходимость сбросить его во внешнюю среду. Когда эта потребность дает о себе знать, катализаторами становятся любые затруднения, которые ранее не вызывали такой бурной эмоциональной реакции.

Руководителям и HR-менеджерам стоит прислушиваться к жалобам сотрудников на ухудшение самочувствия и состояние здоровья. Хроническая усталость, снижение интереса к происходящим событиям, ощущение физической слабости, эмоционального опустошения, сонливость или бессонница - каждый из этих признаков может указывать на нервную перегрузку и развивающийся синдром.

Группы риска

Важно вовремя выявить появление и развитие синдрома профессионального выгорания. Ведь его последствия губительно влияют не только на карьеру отдельных сотрудников, но порой и на успешность бизнеса в целом. Итак, кто же из работников наиболее подвержен этому синдрому?

Во-первых, больше всего страдают представители коммуникативных профессий, то есть те сотрудники, чья работа связана с постоянным общением: руководители компаний, менеджеры по продажам, тренинг-менеджеры, менеджеры по персоналу, рекрутеры, психологи и т. д. Их работа связана с огромными психологическими нагрузками: в течение дня приходится контактировать с самыми разными, в том числе и незнакомыми, людьми, много говорить, слушать, улыбаться, быть всегда в форме.

Особенно синдрому выгорания подвержены те, кто имеет дело с клиентами, находящимися в негативном эмоциональном состоянии, например сотрудники call-центров, которые несколько раз в день общаются с конфликтными клиентами. День за днем уровень напряженности у таких работников накапливается, и в какой-то определенный момент их организм начинает защищаться. Защита проявляется в желании уйти от общения, уменьшить время взаимодействия с клиентами, руководителями и коллегами.

Во-вторых, к группе риска относятся сотрудники, подверженные возрастным кризисам. В трудоспособный период жизни люди могут быть подвержены кризису профессионального самоопределения, кризису смысла жизни и кризису среднего возраста.

Кризис профессионального самоопределения наступает в 20-23 года и, как правило, вызван тем, что человек переходит в новый для себя статус - статус работника организации. Распорядок жизни молодого сотрудника резко меняется, ему необходимо быстро адаптироваться к требованиям работодателя и новому коллективу, приобрести практические навыки. У вчерашних студентов первая серьезная работа может сопровождаться хроническими страхами: «а вдруг не получится?», «а если не справлюсь?». Эти страхи и высокое внутреннее напряжение являются признаками синдрома профессионального выгорания и могут привести к сомнениям в правильности выбранной профессии. В этом случае начинающему специалисту требуется дополнительное обучение, инструктаж или наставник, который смог бы не только обучать молодого коллегу навыкам работы, но и поддерживать его морально. Если же профессиональное выгорание связано с разочарованием в профессии, менеджер по персоналу может провести с молодым сотрудником ряд профориентационных тестов и собеседование, чтобы определиться с планами на будущее. Пока сотрудник молод и энергичен, он еще может освоить новый вид деятельности и получить другую профессию.

Кризис смысла жизни, или кризис 30 лет, может вызвать неожиданный спад профессиональной активности. Как правило, к этому возрасту человек уже определился в выборе своего жизненного пути, добился первых успехов, решил задачи, которые ставил перед собой 10-15 лет назад. И вот на волне успеха вдруг возникает вопрос: «а к тем ли целям я стремился?». Люди, которые не имеют готового ответа на этот вопрос, начинают сомневаться в своем выборе. Этот кризис болезненно переживают и те, кто не до конца реализовал задуманное или испытал разочарование - в профессии, в бизнесе или в личной жизни. Синдром профессионального выгорания, развивающийся на фоне «кризиса смысла жизни», характеризуется снижением деловой активности и отчуждением от коллег. В этих случаях человек может привязаться к алкоголю, пренебрегать требованиями трудовой дисциплины, уходить от своих прямых обязанностей, как можно меньше находиться в офисе.

Имейте в виду, что людям этого возраста самым удачным средством выхода из профессионального кризиса кажется смена работы. Стресс, связанный с переходом в другую компанию, помогает человеку встряхнуться, новый коллектив вызывает интерес, желание добиться успеха в другой команде. Но бывает и так, что через какое-то время эффект новизны проходит - и сотрудник снова возвращается в исходное состояние.

Кризис среднего возраста наступает в 40-45 лет. В этот период синдром может развиться из-за опасения стать профессионально невостребованным человеком. Психологи отмечают, что кризис «среднего возраста» особенно тяжело переживают мужчины, занимающие управленческие позиции. Они ощущают, что к 45 годам достигли своего «профессионального потолка», получили то, к чему стремились, и... не знают, что им дальше желать. Ситуация стабильности в компании вызывает у человека скуку, он подсознательно желает новых препятствий, которые позволят ему себя проявить. Если же энергии для преодоления препятствий уже недостаточно, руководитель превращается из яркого лидера в молчаливого, замкнутого консерватора.

Спасти положение может продолжительный отдых, смена обстановки, новые впечатления. Эмоциональная встряска обновляет человека, и, вернувшись, он сможет продолжать продуктивно и эффективно работать на своем посту.

Профилактика синдрома выгорания

Профилактику синдрома важно начать еще на этапе подбора кандидатов на вакантные должности. Вести отбор следует с таким расчетом, чтобы на первой встрече оценить соответствие психологического типа кандидата характеру предлагаемой работы.

Подбирая персонал на коммуникативные должности, имейте в виду, что более других предрасположены к профессиональному выгоранию интроверты - люди, чье внимание направлено на собственный внутренний мир. Их может тяготить интенсивное и постоянное общение с людьми. Дольше сохранять работоспособность могут экстраверты, которые изначально настроены на контакт с окружающими. Поэтому, например, на должность менеджера по обслуживанию клиентов не стоит нанимать человека с ярко выраженными качествами интроверта.

Отличное лекарство как от возрастного, так и от профессионального кризиса - анализ информации о деловой активности сотрудников, их интересе к работе, мотивации. Можно подготовить для сотрудников небольшой тест на тему «Подвержены ли вы синдрому профессионального выгорания?», разослать его по внутренней электронной почте и дать краткие рекомендации, как можно преодолеть усталость и апатию. Беседа с сотрудником службы персонала или психологом также поможет работнику понять, что синдром - это временное явление и совсем не обязательно совершать под его влиянием спонтанные, необдуманные поступки. Сотрудники всех уровней должны знать, что упадок сил и эмоциональные срывы закономерны при развитии синдрома профессионального выгорания, что это природный механизм регуляции внутреннего душевного состояния и такое бывает с каждым.

Еще один метод профилактики синдрома выгорания - соблюдение графика отпусков. Давайте работникам полноценно отдыхать и восстанавливать силы. Для того чтобы отдых был эффективен, порекомендуйте работнику во время отпуска не контактировать с коллегами, не думать о работе и сменить обстановку (уехать за город, в путешествие за границу). Пусть это время он полностью посвятит себе. Смена ритма жизни и окружающей обстановки всегда положительно воздействует на эмоциональную сферу человека.

Убедите руководителя включить в компенсационный пакет такую составляющую, как частичная оплата занятий в фитнес-клубе, - люди, которые занимаются спортом и поддерживают здоровый образ жизни, значительно меньше подвержены синдрому профессионального выгорания.

Предупредительной мерой в компании может стать и такая составляющая социального пакета, как предоставление так называемых личных дней сотрудника. Это могут быть дополнительные оплачиваемые дни к отпуску или 5-7 дней в год, которые сотрудник может взять в любое время для решения своих личных проблем. Такой день отдыха, когда до отпуска еще далеко, а усталость накапливается, поможет предотвратить наступление синдрома выгорания.

И, наконец, еще одним способом профилактики синдрома профессионального выгорания может послужить гибкий график работы. Если технология работы компании, ее бизнес-процессы позволяют использовать такую составляющую социального пакета, то в этом случае у сотрудника также появляется возможность восстановиться и в полной мере соответствовать требованиям компании, в которой он работает. Именно поэтому этот способ используют в компаниях, где работают представители творческих специальностей - дизайнеры, журналисты, бизнес-тренеры.

Несмотря на то что работоспособность сотрудника в период кризиса падает, он не лишается своих профессиональных качеств и продолжает оставаться ценным специалистом. А понимание и помощь со стороны коллег и руководства - лучшее средство борьбы с синдромом профессионального выгорания и личностным кризисом.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru