error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='6470',showed='1',date=NOW(),ip='18.226.93.22',sess='fp7t1h6t1mvje0v62vcp298ur4',url='http://mainjob.ru/publications/?view=6470'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Владеть — не править | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Владеть — не править



Источник: журнал "Финанс"

Почти каждый инвестор мечтает вложить деньги так, чтобы потом вспоминать о них только при получении дивидендов. Стать владельцем готового бизнеса и не заниматься его управлением сложно, но можно. На все готовенькоеДля

Почти каждый инвестор мечтает вложить деньги так, чтобы потом вспоминать о них только при получении дивидендов. Стать владельцем готового бизнеса и не заниматься его управлением сложно, но можно.

На все готовенькое

Для создания собственного дела требуется немало сил и средств. Более того, без обширных знаний в соответствующей области риски могут быть слишком велики. Если времени и квалификации не хватает, инвесторы все чаще обращают внимание на действующие компании, выставленные на продажу. Например, на 25 января на площадке «Бизторг» было предложено к продаже 63 торговых предприятия (в основном магазины), 22 салона красоты, 18 ресторанов, кафе и баров. Нижняя планка цен на готовый бизнес начинается от $3 тыс., но для большинства компаний, которые продаются публично, она находится в диапазоне $50-300 тыс.

Рынок готовых бизнесов начал активно развиваться в 2001 году. По оценкам экспертов, в 2002-2003 годах его ежемесячный прирост составлял 10% («Ф.» № 13, 2004). Сейчас темпы роста замедлились, но все равно дают фору многим отраслям. В 2004 году на портале «Инвестмаркет» было выставлено около 4300 оригинальных предложений, а в 2005-м эта цифра увеличилась до 5000.

«За последние 3-4 года риски при покупке действующих предприятий существенно снизились, — рассказывает генеральный директор консалтинговой группы „Магазин готового бизнеса — Deloshop“ Вадим Самсонов. — Компании юридически стали чище, и в целом экономическая деятельность — прозрачнее. Многие предприятия уже проходили процедуру продажи и проверку».

Сложности при взаимном поиске покупателей и продавцов такого неоднозначного товара привели к появлению бизнес-брокеров. Они собирают предложения о покупке и продаже, проводят аудит и оценку выставленных на продажу предприятий, оптимизируют переоформление покупки на нового собственника. В базе поисковой системы «Бизнес на продажу» можно найти ссылки на 29 таких брокерских компаний. На сайте «Магазина готового бизнеса — Deloshop» общий список фирм, предоставляющих услуги продавцам и покупателям бизнесов, насчитывает уже более 140 пунктов.

Большие, но по пять

Предприятия, которые могут самостоятельно работать без активного участия собственника, привлекают многих инвесторов. «Почти все покупатели стремятся к тому, чтобы вкладывать только деньги, — подтверждает гендиректор компании „Магазин инвестиций“ Сергей Тушевский. — Но в малом и среднем бизнесе трудно себе представить такое предприятие, чтобы собственник не занимался его управлением».

Независимо от размера компании, если человек не хочет потерять бизнес, то полностью отстраняться от управления нельзя. Однако минимизировать свое участие можно. «Во-первых, надо выбрать отрасль, где управление предприятиями более формализованно. Во-вторых, оценить, насколько действующие команды менеджеров способны поддерживать и развивать бизнес без участия собственника, — рассказывает эксперт по слияниям и поглощениям инвестиционного холдинга „Финам“ Игорь Веретенников. — Возможно, стоит нанять консультанта, который проанализирует структуру компании, бизнес-процессы и оценит потребность введения дополнительных корпоративных процедур».

Скорее всего придется сразу отказаться от покупки бизнеса в таких сегментах, как сервис и услуги: как показывает опыт, здесь не обойтись без компетентного собственника в управлении. Большинство экспертов рекомендуют выбирать производственные предприятия и желательно определенного масштаба. «Ожидать устойчивой работы скорее можно от среднего или даже крупного бизнеса, — поясняет Вадим Самсонов. — Думаю, что нужно обратить внимание на производства стоимостью $1 млн и выше». В отличие от небольших предприятий, которые появляются в продаже по нескольку тысяч в год, указанным требованиям по профилю и размеру соответствует гораздо меньше компаний. Но все равно выбрать есть из чего: по словам Вадима Самсонова, за 2005 год в «Магазин готового бизнеса — Deloshop» поступило 123 соответствующих предложения по Москве, а с учетом регионов — 214.

«Думаю, что устойчиво работать без вмешательства собственника могут различные интернет-проекты, которые существуют достаточное количество времени, — добавляет Игорь Веретенников. — Что касается производственных компаний, то для такого инвестора желательно подобрать производства, где не менее 50% стоимости бизнеса составляют основные фонды».

Чем крупнее предприятие, тем меньше оно зависит от действий отдельного менеджера и, значит, окажется более устойчивым при смене собственника. Однако при обсуждении условий покупки желательно внести условие, что ключевые кадры останутся на своих местах, так как часто именно на них держится компания. Как правило, у предприятий стоимостью выше $5 млн уже налажены корпоративная система управления, бюджетирование, поставлен управленческий учет. Для нового собственника таких компаний управленческие риски ниже. По оценкам Игоря Веретенникова, в течение 2005 года состоялось несколько десятков сделок с производственными предприятиями такой стоимости.

Затраты времени на управление действительно могут оказаться минимальными. «У нас есть пример сделки, когда инвесторы приобрели 55% акций литейного производства, — рассказывает Игорь Веретенников. — Деятельность организована таким образом, что собственники могут появляться лишь несколько раз в месяц — ознакомиться с результатами работы и принять необходимые решения в ходе совета директоров».

Инвестиции такого размера могут себе позволить не так уж много частных инвесторов. Определенную часть составляют предприниматели, которые меняют сферу деятельности, или топ-менеджеры, отошедшие от дел, — такие покупатели обычно сами стремятся встать во главе купленной компании. Однако остается еще сегмент крупных инвесторов — у них уже есть размещенные средства в доверительном управлении, паевых фондах, недвижимости и теперь они ищут новые инструменты для инвестирования, диверсифицируют свои вложения. Таких покупателей как раз может привлечь возможность минимального участия в управлении.

Вложить меньше, работать больше

Если инвестор пока не готов к покупкам с семизначной стоимостью, отчаиваться не стоит, можно поискать подходящую компанию небольшого размера. Однако, как считают многие из опрошенных «Ф.» бизнес-брокеров, нужно иметь в виду, что доходность малого бизнеса выше, если он управляется непосредственно собственником.

"Полностью избавиться от управленческих функций в малом бизнесе невозможно, но если у вас есть возможность взять на себя финансовый контроль, то можно подобрать некоторые специфические виды деятельности, — советует Сергей Тушевский. — Например аптеки, где большая часть управленческой работы носит оперативный характер и выполняется наемным персоналом. Средняя стоимость действующей аптеки составляет сегодня около $60 тыс.

Другой вид бизнеса, который часто встречается в продаже, — это сети так называемых фотокиосков. С их помощью можно распечатать цифровые фотографии, пополнить счет на мобильном, загрузить на него мелодии или картинки. При этом сервисное обслуживание, замену расходных материалов и тому подобное берет на себя отдельная управляющая компания, а за собственником опять остается в первую очередь финансовый контроль. Стоимость одного киоска находится в диапазоне $6-13 тыс.

Начиная поиск подходящего объекта для инвестиций, можно действовать двумя путями: самостоятельно или через брокеров. В первом случае экономятся деньги, во втором снижаются риски. «Чем крупнее бизнес, тем реже он продается публично, — отмечает Игорь Веретенников. — Если говорить о компаниях стоимостью в несколько миллионов долларов, то информация об их покупке обычно появляется уже после завершения сделки». Собственники крупных предприятий редко выставляют свое детище на продажу, предпочитая разыскивать покупателя конфиденциально. Поэтому, если у инвестора нет обширных связей в интересующей его отрасли, посредники могут стать единственным шансом.

У готовых бизнесов, которые не требуют заметного участия собственника в управлении, есть по крайней мере одна альтернатива — это фонды прямых инвестиций. Но их в России пока совсем немного.

 

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru