error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='6009',showed='1',date=NOW(),ip='3.22.42.189',sess='a1s6ed4i5o2st2uf3sfof2oqq0',url='http://mainjob.ru/publications/?view=6009'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Лидера узнают по голосу | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Лидера узнают по голосу


Игорь Родченко, директор "IGRO – Центр современных речевых технологий"
Источник: E-xecutive

В стае, в толпе, в коллективе лидер всегда подчеркивал свое положение, в том числе, при помощи голосовых связок. Властность, уверенность в себе, сила убеждения – вот, по мнению опрошенных мною коллег, качества

В стае, в толпе, в коллективе лидер всегда подчеркивал свое положение, в том числе, при помощи голосовых связок. Властность, уверенность в себе, сила убеждения – вот, по мнению опрошенных мною коллег, качества руководителя, что должны быть слышны в звуках его речи.

В парилке темно. Когда открывается дверь – не сразу узнаешь вновь прибывшего. Среди голых тел, без статусных знаков отличия в виде дорогих часов или хорошей рубашки есть один сигнал, дающий сразу понять «кто есть кто». Это – голос.

«Здорово, ребята!» - звучит крепкий, уверенный бас, - «Как сегодня? Камни красные?» И в тоне этого голоса характерно слышится руководитель сегодняшнего утреннего пара.

В стае, в толпе, в коллективе лидер всегда подчеркивал свое положение, в том числе, при помощи голосовых связок. Властность, уверенность в себе, сила убеждения – вот, по мнению опрошенных мною коллег, качества руководителя, что должны быть слышны в звуках его речи.


 

Голос, который нравится

Эти качества лишь помогают владельцу управлять. Ведь люди, за исключением моей жены, больше слушают, чем говорят. Образ человека, которому ты добровольно подчиняешься, не может вызывать в тебе внутреннее несогласие, порождать неуверенность в его профессиональных и личностных качествах. Слагаемые этого образа включают в себя многое – от качеств характера до внешности и далеко не последнее место в имидже лидера занимает голос с его красками, способом звучания, общим тоном. Хороший голос, как хорошо тренированное тело – нравится окружающим и тонизирует тебя самого.

Представьте себе на секунду руководителя предприятия с гнусавым или визгливым голоском. Вспомните одного из известных помощников Ельцина в начале перестройки. Слушая его «женскую» тональность я лично не мог избавиться от мысли в какой-то неполноценности, лживости обладателя не самого приятного тембра. Хорошо это или плохо, но человек зачастую мыслит стереотипами.

Низкий, бархатистый тембр – человек уверенный, искренний, побеждающий. Завышенный или бесцветный – слаб, хитер или лжив. Конечно, сами по себе стереотипы не в силах серьезно повлиять на отношение к человеку, которого ты узнал в деле, но они определяют первое впечатление. А часто ли у нас есть возможность составить второе?


 

Ты не Шаляпин, но…

Впрочем, не стоит теперь всех причесывать под одну гребенку. Строение голоса индивидуально, оно зависит от строения тела, от конструкции голосо-речевого аппарата. Представить себе всех руководителей с шаляпинским басом невозможно, да и не нужно. Достаточно, на мой взгляд, избавиться от тех помех, что не дают полноценно функционировать голосу, раскрыть его естественные возможности.

Вот, например, одна из ситуаций, свидетелем которой я побывал. Проходит бизнес-семинар. Выступает гостья из Москвы, являющаяся владельцем крупной консалтинговой компании.

Резкий, завышенный тон с немного нервными подергиваниями концов фраз и яростной жестикуляцией и спокойный, ироничный, чуть монотонный гул ответных реплик. В воздухе висело ощущение конфликта. При этом в содержании речей не было ни намека на конфронтацию. Голос ведущей невольно вызывал ответную негативную реакцию, с которой ей же и приходилось справляться, затрачивая серьезные усилия.


 

Защитная реакция

В чем же дело? Да ведь давно известно, что, слушая собеседника, мы не только воспринимаем содержание его речи, но и повторяем микродвижениями мышц своего голосо-речевого аппарата речь говорящего. Процесс общения подчиняется закону обратной связи и является слухо-мышечным. Вот и получается, что напряжение в звучании ведущей передавалось залу и участники семинара чувствовали явный дискомфорт. Защитная реакция была проявлена ими в форме неприятия предлагаемого материала. Только когда ведущая сумела расслабиться, и ее звучание стало мягче, была найдена общая тональность – возникли элементы понимания и сотрудничества.

С подобными проблемами сталкиваются многие руководители при ведении переговоров. Там голос часто становится не союзником, а врагом. Напряжение мешает сосредоточиться, продолжительное говорение заставляет почувствовать першение, боль в горле. Стаканчик воды или кофе в такой ситуации не лучший помощник.


 

Настройте голос!

Голос руководителя – это инструмент, помогающий донести мысль и чувство до участников коммуникации. И не только донести, но и заразить их «эмоциональной мыслью». Чтобы легко выполнять свои функции, этот инструмент должен отвечать определенным требованиям. Каким?

Конечно, он должен быть выносливым. Ведь голосо-речевой аппарат подвержен серьезным нагрузкам. Два-три часа непрерывного говорения и голос тускнеет, становится не способным выразить мысль и чувство говорящего. Как стираются без масла части двигателя, так и голосовые связки при интенсивном использовании у нетренированного человека «изнашиваются» и дело может дойти до операционного вмешательства.

Голос должен быть гибким. Такой голос охватывает максимальный объем звучания от привычных средних звуков до возможных низких и высоких тонов. Голос, способный лишь на движение «по одной рельсе», т.е. монотонный – слаб и невыразителен. Из-за этого сокращается информационный ресурс. Слушая, прямой как палка голос, наш собеседник быстро утомляется и отключает свое внимание от происходящего.


 

Сила звука

Голос должен быть сильным. Что есть «сила звука»? Это мощь звуковой волны, которая рождается от амплитуды колебания голосовых связок. Нужен ли руководителю сильный голос? Конечно, ведь часто приходиться выступать в средних и больших аудиториях без микрофона. Кроме того, сила звука неверно ассоциируется исключительно с громкостью. Сила звука – это сила убеждения помноженная на силу звучания при обязательной мягкой атаке (мягкое, ненадрывное и ненапряженное звучание).

Голос человека очень хрупок. Если руководителю приходится ежедневно общаться и при этом звучание голоса не освобождено от мышечных зажимов (сдавленный голос),  болит шея, он чувствует «першинку» в горле – это означает, что с инструментом коммуникаций не все в порядке и им следует заняться срочно и всерьез.


 

Голос грустный, голос гнусный

Вот самые распространенные голосо-речевые недостатки:

1. Однотонность речи чаще всего связана с неумением различать высотные изменения голоса и пользоваться ими. Однотонность может зависеть от природной тембральной бедности голоса, а также от неумения использо­вать резонаторы.

2. Голос вялый, прерывается, как бы «падает». Причиной может быть нетренированное дыхание, а так же вялость голосовых связок.

3. Голос не выходит из ротовой полости, как бы гудит за зубами, что часто зависит от плохой артикуляции, вялого речевого аппарата и зажатой нижней челюсти.

4. Голос звучит то высоко, то низко и как бы «проваливается» в середине, в нем нет плавных пе­реходов от нижних нот к верхним, и наоборот. Это может зави­сеть от неумения пользоваться средним регистром, а иногда и от возрастных особенностей.

5. В голосе отсутствует сила, человек напрягается, кричит, но звук не летит, в нем нет объема. Это зависит от не­тренированного дыхания и от неумения пользоваться резонаторами. Пожалуй, это самый распространенный недостаток. Особенно у женщин.

6. Голос гнусавый и «горлит». Это может быть вызвано вялостью нёбной занавески и малоподвижным языком.


 

С голосом не шути

Можно ли справиться с этими проблемами самостоятельно? Не думаю. Голосом стоит заниматься под руководством специалиста.

Сегодня на рынке образовательных услуг легко найти программы по развитию голосовых качеств. В Петербурге такого рода тренинги либо входят в состав программ по риторике или красноречию, либо предлагаются отдельным модулем. Вот о чем следует помнить, на мой взгляд, если вы решили поучаствовать в таком проекте.

  1. Голос человека инструмент сложный. Предположить, что развитие его качеств до необходимого уровня может ограничиться двухдневной программой – неразумно. Конечно, вам могут продемонстрировать звучание участника «до» и «после». Однако если слона заставить в течение двух дней мычать, то в конце он скажет «милкивей». Вопрос, а сможет ли повторить через неделю? Работа над голосом требует времени. Поэтому двух или трехдневный тренинг стоит рассматривать только как базовый, дающий представление о методике процесса. Затем индивидуальная работа с видеоматериалом или под наблюдением специалиста должна быть продолжена. В зависимости от качества обучения такой курс должен занять не менее двух-трех недель. И после очевидных результатов технику речи не стоит забрасывать. Голос «вернется на прежнее место». Лучше проделывать различные разминочные упражнения в свободное время. В этом случае можно добиться успеха.
  2. Часто думают, что работа над голосом – это некая постановка эффектов, мол, голос станет неестественным, театральным. Такое случается. Поэтому важно верно оценить уровень преподавания. Не секрет, что существует несколько методик, большинство из которых вышли из стен именно театральных институтов. Не все методики «одинаково полезны». Есть техники, применяя которые человек совершенно не щадит свой голосо-речевой механизм. Есть бессмысленные, придуманные на пустом месте упражнения. Бывает, что работой над голосом занимаются учителя вокала. Но речевой голос и вокальный различны. Учиться петь и учиться говорить – не совсем одно и то же. Хотя на первый взгляд многие упражнения могут быть очень похожи. Совет таков. Послушайте своего тренера. Его голос должен быть сильным, красивым, гибким. Трудно учить тому, чем не владеешь сам. Но и здесь могут встретиться препятствия. Не всякий хороший футболист сумеет передать свои умения другим.
  3. Если Вы приступили к занятиям с голосом, то следует помнить, что существует некий барьер, разделяющий голосо-речевой тренинг и практику жизни. Иногда бывает, что человек достиг успехов в технической работе, но так и не перенес эти умения в реальную жизнь. Поэтому эффективнее сочетать работу над голосом и различные речевые практики. Читать художественные и нехудожественные тексты, произносить речи, чаще общаться, сознательно используя приобретенные навыки. Голос требует внимания и питания. А пища его – это наша речь. Свободная и действенная.


 

Как сделать голос красивым

Ну а для тех, кто пока не имеет свободного времени пройти такое обучение, я дам ряд советов:

  • Голос просыпается позже всего организма. Не стоит подвергать его нагрузкам с раннего утра.
  • На звучание отрицательно влияют такие заболевания как тонзиллит, болезнь носоглотки, гайморит, воспаление щитовидной железы и т.п. Закаляйтесь!
  • Огромное значение имеет для голоса режим питания. Звучание меняется кардинально после обильного стола с жирной пищей. Затрудняется дыхание и автоматически меняется звук. Голос становится усталым и невыразительным.
  • На качество звучания голоса отрицательно влияет наша раздражительность. Будьте доброжелательны!
  • Никогда и никому не повредил еще стаканчик доброго красного вина и разговор с друзьями. Расслабьтесь. Голос любит пространство свободы.

Чехов писал, что в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли… Вероятно в те времена, когда коммуникация была по преимуществу письменной и голосу не уделяли большого внимания, перечисленные качества были достаточными, но сегодня, когда руководитель большую часть своего рабочего времени проводит в прямом общении с людьми, постоянно выступает на заседаниях, семинарах, конференциях, обойтись без упоминания голоса как важнейшей черты, характеризующей личность – невозможно.

 

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru