error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='5301',showed='1',date=NOW(),ip='3.141.7.165',sess='140e2nrhmntc3g76tks00kkoq2',url='http://mainjob.ru/publications/?view=5301'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Стресс на работе: как никого не грохнуть и не заработать нервный тик? | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Стресс на работе: как никого не грохнуть и не заработать нервный тик?


Станислав Варыханов
Источник: Yoki

Всем известно, что стресс наносит вред душе и телу. Однако люди склонны недооценивать, насколько стрессовые ситуации на работе вредят трудовому процессу и карьере. Да, совсем избежать стресса на рабочем месте нельзя. Но

Всем известно, что стресс наносит вред душе и телу. Однако люди склонны недооценивать, насколько стрессовые ситуации на работе вредят трудовому процессу и карьере. Да, совсем избежать стресса на рабочем месте нельзя. Но бороться с ним стоит. Каким образом?

Итак, тебе "высказали". У тебя стресс. Самое «веселое» в том, что ты сейчас даже не можешь понять, справедливо или не справедливо на тебя «наехали» - в эти секунды ты абсолютно не способен к объективному анализу ситуации. Твой мозг работает в режиме глухой обороны, в твоих артериях кипит адреналин, вокруг головы пляшут синие искры. Ну, сейчас ты им вломишь... Или наоборот, скорбно потупишь глаза и заткнешь язык в известное место.

Стоп! Если есть возможность взять небольшой тайм-аут («Извините, Медуза Горгоновна, у меня срочный звонок»), возьми его. Желательно при этом уединиться (например, в курилке). Переведи дух, успокойся, подумай о чем-нибудь постороннем, приятном. Успокоился? А теперь прикинь, кто из вас неправ.

Ну, а если нет возможности взять паузу? Тогда попробуй применить техники, о которых пойдет речь ниже.

Производственные стрессы могут возникать по миллиону поводов, но специалисты по трудовым отношениям утверждают, что большинство конфликтов укладывается в несколько основных схем.

Сценарий первый: спор

Конец рабочего дня. Все рвут и мечут: пора идти домой, но вначале надо закончить сегодняшний проект, а работы с ним еще невпроворот. Усталость, нервы.

К тебе подходит сотрудник: «Послушай, ты сегодня утром разослал всему отделу е-мейл, помнишь? Во-первых, его содержание слишком грубое, а во-вторых – ты вообще кто такой, что указания даешь, а? Тебя что, уже начальником назначили?»

Ответить бы ему, но… Тормозни эмоции, не лайся с ним! Скажи: «Ты видишь, какая запарка? Ну, некогда было слова подбирать. И скандалить тоже времени нет, давай проект побыстрее закончим и свалим по домам».

Здесь трюк в том, что, не вступая в перестрелку, ты одержал сразу две победы: и агрессора «замочил», и лишнего стресса избежал. Когда он шел на тебя с дубиной (кстати, может быть, «на ровной воде» он бы до этого не додумался, но конец рабочего дня…), он бессознательно ждал, что в ответ ты взорвешься - и твоя компромиссная реакция стала для него ударом ниже пояса. И домой все, и ты в том числе, сегодня уйдут раньше благодаря тому, что вы с коллегой не треснулись лбами.

Сценарий второй: нет ответа

Ты начальник, ты проводишь планерку. Ты говоришь, тебя слушают. Все идет ровно и буднично, но тут встает эта скотина и задает вопрос, на который ты не знаешь ответа. Не проваливайся сквозь пол, не покрывайся пятнами и не швыряй в него дырокол.

Скажи вот что: «Иванов задал вопрос, который я ожидал, но у нас сегодня мало времени, не будем отходить от основной темы, ладно?»

Другой вариант: «Вот это очень, очень хороший вопрос, молодец, Саакян. Поговорим после собрания, я тебя вызову». И подготовься к развернутому ответу.

Ну и, в конце концов, все мы люди, правда? И вопрос может оказаться очень актуальным, очень по делу. Возьми и скажи честно и по возможности эмоционально: «Надо же, а я об этом и не подумал, но ведь действительно это проблема. Я горжусь вами, Рабинович!» Кстати, это отнюдь не уронит твоего авторитета в глазах подчиненных; скорее наоборот, такая реакция шлет трудовому коллективу message: я перед вами не понтуюсь. А такое отношение к жизни всегда ценится в начальнике.

Сценарий третий: ошибка

Весь отдел трудился над проектом, который в итоге отвергнут заказчиком. Разбор полетов проходит в настроении, близком к похоронному. Внезапно выясняется, что была допущена серьезная ошибка на том участке работы, за который отвечаешь ты – об этом не без злорадства заявляет один из драгоценных коллег. В кабинете повисла зловещая тишина.

Не вздумай сразу же ляпнуть что-нибудь на тему «сам дурак», и вообще, лучше взять короткую паузу, чем говорить абы что. Пауза закончилась, теперь спокойно (это очень важно – спокойно!) обратись к коллеге за разъяснениями: пусть подробно расскажет, что конкретно ты проворонил. Слушай предельно внимательно. Выслушал? Реагируй.

Строго говоря, у тебя всего две «опции»: признать ошибку и не признавать ее. Если ты видишь, что действительно виноват, так и скажи: «Ребята, посыпаю голову пеплом и клянусь мамой, что впредь такого не повторится».

Американские психологи в таких случаях советуют закончить покаяние тезисом о том, что в какой-то степени это коллективная вина всего департамента, пропустившего ошибку члена команды. С одной стороны, верно, но… Не принято у нас так. К тому же, в России почти всегда в таких случаях найдется Иван-молодец, который провозгласит: «Фредди Крюгерович и коллеги! Да, наш сотрудник накосячил, и он за это ответит. Но, во-первых, мы работаем в одной упряжке и должны были заметить ошибку, допущенную этим змеем подколодным. А во-вторых, сделайте скидку на его душевное состояние – у него в этом месяце теща гостит…»

А если считаешь, что не виноват - хладнокровно и аргументировано обоснуй несостоятельность обвинений, пункт за пунктом. Внимание: если хочешь действительно убедить начальника и коллег в своей «девственности», ни в коем случае не касайся ни личности, ни матери обвинителя. И то, и другое сделает твои аргументы неубедительными.

Сценарий четвертый: deadline

Поджимает время, нервничают клиенты, пугающе громко тикают часы. Ты не успеваешь.

Главное - не паникуй, а то не успеешь гарантированно. Ситуация требует от тебя прямо противоположного панике – тщательному планированию своих телодвижений в оставшиеся короткие часы.

Прекрати поминутно смотреть на циферблат, сконцентрируйся не на дэдлайне, а на задачах. Составь строгий список приоритетов и начинай с наиболее актуальных. Если задачи кажутся неподъемными за такое короткое время, разбей их на пункты. Для каждой «подзадачи» отведи определенное количество времени.

Имеет смысл начать с тех вещей, которые по завершению ты отдашь сотрудникам для проверки. Если позволяет ситуация, отключи телефон и временно забудь о компьютерных играх.

Не сочти за шутку: следи за правильным дыханием и открой форточку. Недостаток кислорода порождает тревожность и легкое «отупение» – а это последнее, что тебе сейчас нужно. И не забывай народную примету: чем ближе deadline, тем больше вероятность чуда.

Ну а если чуда в этот раз не произошло, и ты не успел?

Это тема для отдельного разговора, мы к нему вернемся.

 

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru