error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='4673',showed='1',date=NOW(),ip='3.145.110.99',sess='42bost3hbjo2i7nokqms57qlj6',url='http://mainjob.ru/publications/?view=4673'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Ненависть к офисному дресс-коду - такая же часть корпоративной культуры, как и сам дресс-код | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Ненависть к офисному дресс-коду - такая же часть корпоративной культуры, как и сам дресс-код


Карен Газарян
Источник:

Корпорация Enron, известная своим столь же позорным, сколь и внезапным разорением, вероятно, все еще надеется встать на ноги. Если не вся, то, по крайней мере, частично, по кусочкам, в буквальном смысле слова по

Корпорация Enron, известная своим столь же позорным, сколь и внезапным разорением, вероятно, все еще надеется встать на ноги. Если не вся, то, по крайней мере, частично, по кусочкам, в буквальном смысле слова по винтикам. Ибо ни один из бывших сотрудников Enron не считает свою жизнь законченной. Эти люди намерены строить свою судьбу дальше. Вот почему после банкротства корпорации женская часть персонала отвергла предложение журнала Playboy сняться для этого издания без одежды, неглиже.

Это не ханжество, не зажатость и не неуместная в XXI веке стеснительность. Это знак того, что дамы Enron не собираются менять профессию. Они устремлены в корпоративные дали, равно как и мужчины Enron. Категорический отказ мужской половины в ответ на аналогичное предложение получил и журнал Playgirl. Случись наоборот, Playboy и Playgirl можно было бы обвинить ни много ни мало в массовом убийстве. Потому что идея снять голыми работников обанкротившейся корпорации только с виду выглядит невинной гламурной шуткой. На самом же деле, вынутый из партикулярного костюма, сотрудник корпорации превращается в труп, выставленный в анатомическом театре. Как перед Господом, стоит он голенький, ожидая Страшного суда вместо бизнес-ланча. Вместе с костюмом он лишается собственной идентичности, лишается своего прошлого, настоящего и будущего. Был человек - и не стало его.
Когда клерк, расслабив узел галстука на корпоративной вечеринке, приплясывает и подпевает ревущим динамикам: "Тебе повезло, ты не такой, как все, ты работаешь в офисе!",- он ни в малейшей степени не чувствует иронии, напротив, он уверен, что эта песня - не насмешка над его разграфленной и запрограммированной жизнью, а восторженный гимн ей. Поэтому, допев, он с достоинством возвращает узел галстука в исходное положение. Внезапная же ненависть к офисному дресс-коду, которую он любит высказывать в кругу близких друзей,- не цветы зла, выросшие под спудом, а лишь поза и фраза и такая же часть корпоративной культуры. В этой ненависти он похож на пламенного патриота, обязанного временами вздыхать: "Господи, как же грустна наша Россия!". На всякий случай корпоративной культурой предусмотрен casual fridays, ловкая обманка, ведь джинсы и легкий свитер - точно такая же униформа, видимость индивидуальности, знак приближения субботы с ее столь же одинаковыми, сколь и обязательными боулингами, пейнтболами и ресторанами индийской кухни, сменяющими будничный суши-бар.
О фальшивой природе недовольства дресс-кодом прекрасно известно специалистам. Вадим Ясногородский, директор отдела моды журнала GQ, говорит: "Костюм для офисного работника - это спецодежда, как халат для врача или колпак для повара. Либо вы принимаете правила игры, либо меняете профессию. Это касается не только бизнеса. Если человек стесняется показывать окружающим свои волосатые ноги, ему нет смысла играть в волейбол, лучше отдать силы и уменье горнолыжному спорту". Так что немалая цена вопроса хорошо известна любому офисному работнику, и он с готовностью идет на жертву, ежеутренне задавливая себя галстуком. Свобода же самовыражения его неповторимой личности канализируется по-разному, вплоть до ведения виртуального дневника на популярном сервере Livejournal.com, где среди дум о марке карандашей и воде для кулера возникают вдруг стихи с рифмами "кровь/любовь" и "ботинки/полуботинки". Всюду - жизнь!
Сакральная неизбежность дресс-кода осознается его пленниками хорошо, но вопрос, зачем нужен дресс-код, не имеет права на возникновение в голове, как в стенах духовной семинарии не имеет права прозвучать вопрос, для чего необходим Господь Бог. Однако Виктория Кононова, директор тренинг-инновационного центра группы компаний "Международный институт менеджмента", считает, к примеру, что дресс-код имеет смысл лишь в тех компаниях, которые доросли до него. "Каждая компания растет и созревает, как ребенок, и в тот момент, когда она начинает рефлексировать на тему, чем же она отличается от других, на помощь приходит дресс-код". Виктория Кононова не согласна с тем, что дресс-код превращает внутриофисное пространство в инкубатор. "Были времена,- говорит она,- когда в области одежды предъявлялись очень жесткие требования, но они, к счастью, уже позади. Сегодня достаточно лишь некоторых элементов дресс-кода, а обезличивать каждого сотрудника - это уже перебор. Все хорошо в меру. Я полагаю, что дресс-код должен выполнять двоякую функцию, уметь объединять и разъединять одновременно. Он помогает отличить друг от друга служащих разных компаний и узнать своего на нейтральной территории".
Впрочем, сугубо прикладного значения дресс-коду мало, и он непрестанно старается перерасти себя, напитавшись философией, выдуманной командой веселых имиджмейкеров заодно с фирменным стилем. И вот сотрудники крупных компаний получают вместе с контрактом многостраничные требования к внешнему виду, прямо вытекающие из всего того, "что мы хотим сказать людям/клиентам/партнерам". Эти заповедные мантрические письмена они обязаны проштудировать, вызубрить и неукоснительно соблюдать. Однако дьявол, как известно, в деталях и недосказанностях. Проникнуть через них в истинную, а не экспортную философию компании куда проще, нежели любуясь цветом воротничка брэнд-менеджера. Неизмеримо больший смысл несет изнанка этого воротничка. Александр Рымкевич, редактор моды журнала Fashion Collection, свидетельствует: "Запрет на ношение одних и тех же марок начальником и подчиненным существует не во всех компаниях, но всегда является негласным, прописать его в контракте или должностной инструкции значит формально нарушить права человека. Однако начальник и подчиненный не могут одновременно носить костюмы Brioni, обувь John Lobb и галстуки Hermes. Подчиненный, даже если способен по уровню доходов покупать брэнды класса luxe, обязан облачаться, к примеру, в Canali, Cheaney и Gianfranco Ferre".
Итак, за чересчур дорогие запонки, купленные ценой долгой экономии на бизнес-ланчах, можно еще дольше ждать повышения по службе, но если сотрудник обладает совсем уж нечеловеческой волей и гераклическим запасом жизненных сил организма и способен позволить себе длительнейшее голодание, чтобы потом приобрести автомобиль бизнес-класса, такой же, на каком ездит руководитель его подразделения,- то начальство, не вникая в тонкости комплектационных различий, уволит зарвавшегося парвеню под любым благовидным предлогом. Внешний вид поинформативнее количества лошадиных сил под капотом. "Нарушение неписаных правил возможно,- полагает Вера Рыжкина, тренер-консультант имидж-агентства ARS VITAE,- но есть предел отклонения, после которого нарушитель становится белой вороной".
К сожалению, отклонения касаются не только этики, но и эстетики. "В России,- говорит Вадим Ясногородский,- до сих пор, собственно, не сложилась культура дресс-кода. Только сейчас появляется поколение, способное ее правильно и адекватно воспринять, и мы, в частности, над этим работаем. У француза или англичанина не вызывает вопросов, какого рода галстук или рубашку надеть, а русскому надо объяснять. Строго говоря, в офисном костюме галстук - единственный полигон для самовыражения, и его можно варьировать, не выходя за рамки дресс-кода. Хотя модные тенденции определенно влияют на офисный костюм в целом, и под их влиянием он во всем мире, к примеру, стал более приталенным, более узким, подчеркивающим линии тела. Но мы до сих пор - страна крайностей, мы либо вообще не обращаем внимания на моду, либо следуем ей чересчур рьяно". Александр Рымкевич высказывается еще более резко: "Искреннее, но наивное желание многих из них выглядеть "красиво и представительно" часто оборачивается серьезным ударом по имиджу компании. К сожалению, у нас часто забывают, что внешний вид - это мера уважения к окружающим. На мой взгляд, дресс-код офисного работника в России еще не сложился".
Не исключено, что Россия и здесь, как и во всем остальном, постарается найти свой особый путь. Однако лучше, чтобы она этого не делала. Как бы ни был скучен, смешон, требователен и абсурден дресс-код, он все же побуждает к порядку, которого в нашей стране не то чтобы с избытком. К тому же единственной альтернативой дресс-коду для офисного работника является форма одежды, предложенная бывшим сотрудникам Enron фотографами "Playboy" и "Playgirl", однако, нудистская философия давно не в чести даже среди людей куда более свободных профессий.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru