error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='4399',showed='1',date=NOW(),ip='3.142.172.190',sess='soa3ni81v93brn9makn43t45v4',url='http://mainjob.ru/publications/?view=4399'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Самообразование как бизнес-проект | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Самообразование как бизнес-проект


Александр Ершов
Источник: Элитный персонал

Ни один университет мира не может предложить идеальную учебную программу, содержания которой хватило бы нам на всю оставшуюся жизнь. Мир бизнеса меняется быстро, знания устаревают, и, для того чтобы «не выпасть из

Ни один университет мира не может предложить идеальную учебную программу, содержания которой хватило бы нам на всю оставшуюся жизнь. Мир бизнеса меняется быстро, знания устаревают, и, для того чтобы «не выпасть из обоймы», современному менеджеру необходимо заниматься самообразованием. Эта истина известна всем, только вот превратить чтение нужных книг в действенный инструмент карьерного развития способны единицы.


Воля и разум

О пользе самообразования говорится много, впрочем, в нашей стране люди понимают значение печатного слова и без подсказок. Более того, стремительно развивающийся рынок деловой литературы указывает на то, что среди «читающих» россиян много бизнесменов и менеджеров. Единственное, чего не хватает большинству – навыка эффективной работы с информацией. Ведь быть в курсе книжных новинок и уметь извлекать пользу из прочитанного – отнюдь не одно и то же; читать много так же вредно, как читать мало. Чтобы не прослыть «офисным вундеркиндом» или неучем нужно уметь учиться.

Можно ли самостоятельно получить образование, адекватное вузовскому, хотя бы на уровне бакалавриата? Теоретически – да. Но надо признать, что даже самый организованный менеджер не всегда захочет тратить редкие минуты отдыха на домашние занятия; рано или поздно, обстоятельства возьмут верх, а книги будут задвинуты на дальнюю полку.

Самое сложное в этом процессе – организовать самого себя, проявить характер, ведь в данном случае организатор обучения и субъект обучения – это мы сами. Именно поэтому важно найти сильную мотивационную основу. Например, движение по карьерной лестнице. В этом случае придется продумать систему действий, которые приведут к желаемому результату в сжатые сроки, а период, отведенный на самообразование, станет вашим личным бизнес-проектом.


Мотивы

Штудирование учебников полезно только в том случае, если у вас за плечами есть хотя бы минимальный опыт работы. Тогда вы будете понимать, чего вам недостает и что нужно искать. В противном случае теоретическая подготовка окажется не более чем очередным интеллектуальным упражнением. Разумеется, совсем бесполезного чтения не бывает, но достижение глобальных целей требует приложения больших усилий.

Начинать следует именно с осмысления своего положения в компании, а также с оценки собственного практического опыта. Подумайте, важно ли для вас что-либо изменить в текущей ситуации. И – приступайте.

Серьезно заниматься самообразованием следует в конкретных случаях, когда диплом не нужен, а знания необходимы исключительно для личного пользования. Какие могут быть варианты?


  • Вы получили новую должность в компании, повышение и, соответственно, новые полномочия. Например, будучи менеджером по PR, назначены руководителем отдела маркетинга.
  • У вас базовое образование, полученное в небрендовом вузе. Скажем, вы – экономист, работаете в соответствующем департаменте, однако, окончили специализированный вуз, ориентированный на подготовку специалистов сырьевой отрасли.
  • Вам необходимо подготовить почву для позиционирования себя в компании как менеджера, способного к развитию и обретению новых перспектив.
  • Вы приехали из региона, но хотите сделать карьеру в Москве. Многие комплексуют в такой ситуации из-за собственной провинциальности и теряют время на поиски «своего» работодателя.
  • Будучи руководителем со стажем, вы понимаете, что молодые и агрессивные менеджеры новой формации «наступают на пятки».


Разумеется, это лишь самые общие представления о тех ситуациях, когда самообразование может улучшить ваше положение в компании; существует еще множество частных случаев. Но, так или иначе, вам придется ответить на вопрос, почему вы не хотите учиться традиционным способом.


Напоследок

Какие преимущества имеет самообразование? Во-первых, дешевизна. Книги, газеты, журналы, круглые столы вряд ли обойдутся дороже $500 в год. Во-вторых, возможность самостоятельно планировать нагрузку. В-третьих, не придется платить за те знания, которые вам не нужны (любая бизнес-школа продает предметы «пакетным» способом, даже при модульной системе обучения).

Недостатки тоже очевидны. Невозможность продемонстрировать диплом, методические ошибки, приводящие к субъективному взгляду на вещи, потребность в постоянной самомотивации. Самое неправильное, что можно сделать – решить, что чтением книг можно решить все профессиональные вопросы. Не подменяйте понятия и не превращайте учебу в способ ухода от текущих проблем. Сгладить все противоречия можно только при условии, что карьерные устремления развиваются бок о бок с интеллектуальными, а теория – с практикой.

Самообразование полезно только в том случае, когда вы точно понимаете, чего хотите, отдаете себе отчет в том, что предстоит сделать, и уверены в собственных силах. Во всех остальных случаях стоит идти в вуз или бизнес-школу. Или – читать книги от случая к случаю, то есть заниматься саморазвитием.


Советы по организации процесса самообразования


  • Ответьте себе на простой вопрос: «Готовы ли вы ради развития карьеры на некоторые неудобства?» Да? Теперь можно действовать.
  • Проанализируйте собственные компетенции и навыки, выявите существующие пробелы.
  • Исходя из проведенного анализа, определите основное направление или отрасль знаний, которой вы хотели бы заниматься.
  • Потратьте некоторое время на то, чтобы выявить полный круг источников, которыми можно воспользоваться. Исключите все лишнее.
  • Составьте соответствующий список, в котором первые номера занимали бы пособия и учебники, последние – узкоспециализированные монографии. Неплохо было бы включить сюда издания, в которых рассматривалась бы история вопроса (историческая ретроспектива позволит увидеть, в каком направлении развиваются знания).
  • Оцените собственные возможности и решите, в какие сроки можно освоить весь объем.
  • Запланируйте «учебные» дни и часы, постарайтесь не нарушать рабочий график.
  • Составьте свой учебный план. Без него может получиться, например, что тема «маркетинговые исследования» «съест» 50% всего времени, а «матричная типология рынков» окажется вне поля зрения.
  • Пользуйтесь услугами библиотеки. В тиши читального зала работается лучше, чем рядом с включенным телевизором, шкворчащей сковородой или плачущим отпрыском.
  • Избегайте однобокости: помимо Котлера есть другие, не менее интересные авторы, пишущие о маркетинге.
  • Максимально расширьте круг источников получения информации. Подпишитесь на все профильные газеты и журналы.
  • Сравнивайте разные подходы и мнения: истина, наверняка будет где-то посередине.
  • Придумайте оригинальную технологию систематизации материала. Таблицы и схемы – самый удобный вариант. Табличную форму можно использовать и для отслеживания текущей ситуации: что пройдено, и что еще осталось.
  • Решите, каким способом можно было бы проверить качество полученных знаний. Например, запланировать выступление на круглом столе.
  • Стремитесь к публичности – коллеги и работодатели не смогут в один момент оценить происшедшие с вами изменения.
  • Постарайтесь приурочить завершение собственного обучения к какому-нибудь крупному мероприятию, например конференции. Обязательно подготовьте несколько статей для профильных изданий.


Точка зрения


Глеб Архангельский, генеральный директор консалтинговой компании «Организация Времени»:
- Сначала необходимо получить опыт в какой-то предметной области, а затем уже самообразовываться. Только в этом случае вы получите максимум знаний, потому что всю теорию будете воспринимать через призму своих реальных практических задач.

Мне кажется, что краткосрочные тренинги - эффективная форма самообразования по критерию «результат - потраченное время». Причем если тренинг проходить у «брендового» эксперта или в хорошо известной в этой области компании, то строка в резюме однозначно впечатлит работодателя.

В резюме бывает раздел «Интересы». Здесь вполне уместно указать некоторые сведения, создающие ваш позитивный образ. Например, для позиции начальника отдела продаж вряд ли нужно знание, скажем, проектного менеджмента, но, указав на интерес к этой теме, вы создадите впечатление системно мыслящего и проактивно планирующего человека. Для этого не нужно тратить год жизни на получение сертификата в учебном центре; достаточно прочитать пару толковых книг.


Анна Романенко, исполнительный директор консультационной компании ПАКК:
- Бизнес-проект - это совокупность действий, имеющих целью получение определенного результата при соблюдении ресурсных ограничений (человеческих, бюджетных, временных). Разумеется, самообразование мы также можем рассматривать как проект, при условии, что менеджер способен:


  • определить свои потребности в образовании, результат, которого он хочет достигнуть (его цель), и возможные ограничения (например, стоимостные, т.е. бюджет проекта)
  • составить план действий во времени (перечень решаемых задач со сроками) и контрольными точками
  • определить риски и разработать мероприятия по их предупреждению
  • идти к результату
  • корректировать (при необходимости) не только задачу проекта, но сроки и бюджет
  • в контрольных точках смотреть, что достигнуто и с какими затратами; при необходимости вносить корректировки
  • после завершения всех работ – провести анализ соответствия того, что получено с тем, чего хотелось достичь.


Сергей Пятенко, генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК:
- Образование – процесс приобретения систематических знаний и специфического образа мышления (экономического, юридического и т.д.); это призма, через которую специалист смотрит на мир. То же самое относится и к самообразованию, которым необходимо заниматься всю жизнь. При этом сам процесс может и должен распадаться на отдельные части (сегодня я должен освоить международные стандарты финансовой отчетности, а завтра – навыки проведения презентации).

Наши менеджеры сегодня находятся на качественно ином, новом уровне подготовки, чем 10 лет назад. При этом абсолютное большинство готово учиться дальше. Тех, кто заканчивал программы МВА, второе высшее – меньшинство; остальные учатся самостоятельно, осваивают колоссальный объем информации.

Мы идем не по целине; то, что западный менеджмент накопил за 20 век, продвинутые россияне прошли за полтора десятка лет. Процесс самообучения стал более осмысленным. Те, кто занимается бизнес-образованием, знает, что клиент стал более взвешенно заказывать программы, выбирать учебные заведения, обсуждать свои проблемы и т.д. Одним словом, школьная программа закончилась, сегодня российский бизнес – уже в институтской аудитории.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru