error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='4315',showed='1',date=NOW(),ip='3.22.70.169',sess='ta1a0rncioo7ljrpm1le1nfl86',url='http://mainjob.ru/publications/?view=4315'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Нематериальные методы мотивации персонала. Корпоративная культура как метод мотивации | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Нематериальные методы мотивации персонала. Корпоративная культура как метод мотивации


Руслан Ильясов, вице-президент по работе с персоналом компании Sun Interbrew.
Источник: hrm.ru

Компания Sun Interbrew в России находится в совместном владении Sun Group и компании Interbrew. Основу менеджмента компании составляют принципы работы Interbrew. Эта корпорация, основанная в Бельгии, один из

Компания Sun Interbrew в России находится в совместном владении Sun Group и компании Interbrew. Основу менеджмента компании составляют принципы работы Interbrew. Эта корпорация, основанная в Бельгии, один из крупнейших производителей пива. Сегодня пиво компании Interbrew широко известно и доступно в 90 странах мира. В России занимает второе «Балтики»: 11 производственных предприятий в России, три на Украине. Общая численность сотрудников около 10000 человек.

Cистему мотивации формируют постоянные и переменные элементы, льготы и факторы нематериальной мотивации.
Согласно японской теории управления «
Хошен-менеджмент» (один из вариантов перевода данного термина звучит как «острие копья»), все усилия, предпринимаемые сотрудниками компании должны быть однонаправлены: миссия компании, стратегия, задачи, решаемые каждым подразделением и каждым сотрудником должны сходиться в одну точку, которая максимально приближена к цели компании и обеспечивает ее поступательное движение. В данном случае уместным будет сравнение компании с кораблем, где матросы работают слаженно, капитан со штурманом точно видят, куда и как движется корабль, как использовать возможности попутного ветра и избежать опасностей; только тогда корабль достигнет своей цели. Для нематериальной мотивации можно выделить следующие составляющие:

социальная политика

корпоративная культура

коммуникация

соревнование

Эти элементы настолько тесно взаимосвязаны, что зачастую достаточно сложно бывает их разделить.
Корпоративная социальная политика - это разработка и реализация мероприятий и программ, обеспечивающих социальную защищенность и высокий социальный статус сотрудника компании:

условия труда

фирменная спецодежда и защита

корпоративные здравницы, дома отдыха

корпоративные праздники

Корпоративная культура - это набор элементов, которые обеспечивают мотивацию сотрудников без каких-либо денежных выплат, создавая благоприятный климат для работы.
К базовым элементам корпоративной культуры относятся:

Миссия компании (общая философия и политика).

Базовые цели (стратегия компании).

Этический кодекс компании (отношения с клиентами, поставщиками, сотрудниками).

Корпоративный стиль (цвет, логотип, флаг, униформа).

В большинстве западных компаний миссия корпорации, ее базовые цели для большинства сотрудников являются данностью, неотъемлемой частью работы, которые четко сформулированы и общедоступны. Во многих российских компаниях миссия как таковая только начинает появляться. Это, безусловно, прогресс, поскольку в процессе формирования базовых целей и направления развития компании сотрудникам становятся очевидными поведение и решения высшего руководства, чего раньше они, может быть, понимали не до конца.
Этический кодекс представляет собой официальный документ компании, который описывает взаимоотношения сотрудников с различными группами людей (внешними и внутренними клиентами), придерживаться которого обязан каждый сотрудник. Как правило, в нем заложены наиболее важные аспекты, важные для данной компании вопросы. Например, открытость бухгалтерской отчетности. Во многих компаниях нарушение кодекса рассматривается, как серьезный дисциплинарный проступок, который может повлечь за собой различные санкции вплоть до увольнения.
Наличие всего комплекса элементов корпоративного стиля рождает у сотрудников чувство принадлежности к компании, чувство гордости за нее. Из разрозненных людей сотрудники превращаются в единый коллектив, со своими законами, правами и обязанностями. Все элементы корпоративного стиля должны быть четко прописаны.
В нашей компании главным элементом корпоративного стиля является экономическое соревнование. Природой в человеке заложено соревновательное начало, желание быть первым. Важно, чтобы высокими наградами премировали действительно лучших работников, никто не хочет, чтобы все выплаты были уравнительными. Основу экономического соревнования создает система оценки труда персонала в компании. Соревнование – это элемент, с одной стороны, обеспечивающий реализацию соревновательного духа сотрудников, с другой - позволяющий администрации выделить лучших и продемонстрировать свою благодарность им. Соревновательный стиль работы обеспечивает наилучшее понимание целей и задач подразделения и компании всеми сотрудниками, а также культивировать чувство причастности каждого к результатам труда всего коллектива.
Корпоративная социальная политика, являясь элементом корпоративной культуры, подразумевает разработку и реализацию мероприятий и программ, обеспечивающих социальную защищенность и высокий социальный статус сотрудника компании. Она определяет условия труда, корпоративные праздники, фирменную спецодежду и защиту, корпоративные здравницы и дома отдыха.
Корпоративные праздники в отрыве от целей компании, от совместной работы теряют всякий смысл, более того приносят немалый вред. Корпоративный праздник предполагает понимание цели данного мероприятия (обсуждения каких-либо рабочих аспектов, создание неформальных отношений, отдых и т.д.). Праздник должен быть оформлен соответствующим образом, чтобы было понятно – это праздник данной компании, а не любой другой: элементы корпоративного стиля и оформления в соответствии с целями праздника, программа, подчеркивающая элементы корпоративности. Проведение корпоративных праздников должно быть четко регламентировано. Необходимо прописать такие аспекты как перечень корпоративный праздников, участие в них руководителей, порядок их проведения, план и бюджет праздников на ближайший год. Также регламентируются все внутренние мероприятия, вне зависимости от их масштабности: собрания молодых сотрудников, ветеранов, уход на пенсию, дни рождения, награждения, делается ли это кулуарно или собираются все сотрудники компании.
В целях развития корпоративной культуры могут быть разработаны такие проекты как:

Проект Кодекс Сотрудника

Проект Портфель сотрудника

Проект Руководитель

- регламент участия руководителей компании в корпоративных мероприятиях
- график поездок руководителей Компании
- фотография руководителей компании – атрибут оформления офисных и рабочих помещений

Проект Наставник

- преемственность традиций, правил делового общения, ритуалов делового и внеслужебного общения
- адаптация новых сотрудников в Компании

В ряде компаний при приеме на работу нового сотрудника проводится его ориентация, однако, чаще всего ее бывает недостаточно. Портфель сотрудника представляет собой набор всех необходимых для работы в компании документов, после изучения которых, на все вопросы сотрудника может ответить его наставник или руководитель. Участие в ориентационных программах дает сотруднику полную картину функционирования компании, ее стратегий и задач, а также его роли в ней.
Фотография руководителя может быть использована как элемент символики. В нашей стране, возможно, такие процедуры вызовут ассоциации и социалистическим периодом, однако в каждой компании есть люди, сыгравшие решающую роль на том или ином этапе функционирования компании в ее успешности и развитии. В большинстве западных компаниях на стенах висят плакаты с выдающимися сотрудниками компании с их высказываниями. Эта также поднимает корпоративный дух.
Средством для реализации корпоративной культуры является коммуникации. Коммуникацию можно также рассматривать как элемент корпоративной культуры. Отсутствие сильной и качественной коммуникации приводит к утрате сотрудниками чувства причастности к делам компании.
Коммуникация может быть реализована посредством электронной почты, корпоративного журнала, совещаний, информационных меморандумов, web-сайта,
Intranet
.
Коммуникация, без сомнения, должна быть двухсторонней. Основным элементом эффективной коммуникации является регулярная обратная связь. В одной компании было принято правильное решение в процессе разработки и принятия Кодекса. После разработки Кодекса он не был оправлен в приказ для внедрения, а был направлен для обсуждения, после чего были реализованы фокус-группы
для его обсуждения. На основании прозвучавших замечаний были внесены соответствующие поправки и разработан окончательный вариант документа.
Обратная связь может быть обеспечена опросами сотрудников, проведением фокус-групп
, регулярными встречами с руководителями, «горячих» линий с помощью электронной почты.

Что отражает Intranet в Вашей компании?
Intranet содержит всю информацию о компании, начиная от истории создания и заканчивая стратегическими планами и биографией первых лиц, годовые отчеты, портфель новичка и т.д., все последние изменения, новости, новые документы и указания, корпоративное периодическое издание, учебные программы дистанционного обучения. Сложность Intranet проявляется в компаниях с многочисленными "полевыми" подразделениями: производственными предприятиями, значительными курьерскими службами и т.д., сотрудники которых практически не имеют доступа к компьютерам и сети. В таких случаях оказывается, что Intranet создан только для административного персонала или сотрудников головного офиса. Компания Coca-Cola
такую ситуацию решила созданием "Intranet-кафе" в столовой, где каждый сотрудник в обеденный период имеет возможность заглянуть на страничку компании.

Как долго, с Вашей точки зрения, осуществляется адаптация к новой корпоративной культуре?
Бесспорно, все люди разные. Чем больше стаж работы сотрудника в компании с кардинально иной корпоративной культурой, тем продолжительнее адаптация к новой. В среднем, полная переадаптация опытных сотрудников занимает до года, выпускники вузов адаптируются в течение месяца.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru