error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='3983',showed='1',date=NOW(),ip='18.221.8.126',sess='ncap61sm583pf2dpoatp7gli71',url='http://mainjob.ru/publications/?view=3983'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Люди, вы где? | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Люди, вы где?


Ирина Рукавишникова
Источник: Бизнес журнал

Когда открываешь собственное дело, прежде всего думаешь о помещении, налогах, первоначальном капитале. И совсем не о тех, кто и будет непосредственно зарабатывать для тебя деньги - о своих будущих сотрудниках. Возможно,

Когда открываешь собственное дело, прежде всего думаешь о помещении, налогах, первоначальном капитале. И совсем не о тех, кто и будет непосредственно зарабатывать для тебя деньги - о своих будущих сотрудниках. Возможно, это самая распространенная ошибка любого начинающего предпринимателя.

Ну правда, что за проблема! Ведь вокруг столько желающих, все спрашивают, когда откроется твое предприятие, все хотят работать сами или "пристроить" к тебе своих родственников, друзей (кстати, если вы дорожите отношениями с людьми, то принимайте таких "кандидатов" только в безвыходной ситуации). Но когда процесс, наконец, доходит собственно до найма на работу, то, к своему удивлению, вы обнаруживаете, что, кроме вас самого (и ваших партнеров, если такие имеются), работать никто и не собирается.

Тем людям, которые еще вчера просто не могли дождаться, когда вы пригласите их к себе на службу, вдруг оказывается неудобно к вам ездить. Или выясняется, что трудиться у вас им невыгодно. Причин может быть множество. Поэтому, начиная новое дело, позаботьтесь о своем коллективе заранее. И начните набор сотрудников хотя бы за месяц до открытия.

Если вы собираетесь "вкалывать", а не просто хотите "занять" себя, то требования к потенциальным кандидатам должны быть определены достаточно четко. Вот тут-то и возникает самое неприятное. Получается, что на рынке труда просто нет людей, которые отвечали бы вашим запросам. И верно, когда я сама собиралась устроиться по найму, меня очень возмущало, что потенциальные работодатели обязательно хотели иметь сотрудников с опытом работы. Когда же набирала персонал себе, то первым требованием, которое было выдвинуто мною к соискателям, стал именно опыт. По наивности мне представлялось, что он должен быть не менее трех лет. Но удалось найти лишь одного такого сотрудника, поэтому даже трехмесячный опыт работы в нужном качестве начал казаться вполне достаточным для других кандидатов. Новичок же обычно полагает, что все проблемы связаны исключительно с вашей фирмой. И стоит только перейти в другое место, как все наладится. А потому с удовольствием портит жизнь и вам, и себе.

Но самое неприятное - вот в чем. Если вы допустите грубые ошибки в подборе коллектива, то, скорее всего, загубите все дело очень быстро. А значит, надо искать.

Искать!

Когда я начинала свой первый маленький бизнес, на одной из специализированных выставок ко мне подошел представительного вида мужчина, протянул визитку и предложил воспользоваться услугами, которые оказывает его фирма: набор персонала, обучение сотрудников, занимающих ключевые должности, руководство коллективом в первые месяцы работы. Я, конечно, сразу стала интересоваться, получает ли его контора необходимые для открытия предприятия разрешения и лицензии. Презентабельный господин посмотрел на меня с большим удивлением и объяснил, что все эти разрешения я могу добыть и сама. Другое дело - кадры. "Жулик!" - промелькнуло в голове. И все-таки я поинтересовалась, сколько стоят такие услуги. Оказалось, сумма сопоставима с той, что мы потратили на основное оборудование. Это окончательно укрепило мои подозрения в отношении фирмы и ее услуг. И только месяца через три после открытия я стала с тоской вспоминать его и ругать себя. Ну почему не воспользовалась этим предложением?

Так с чего же все-таки начинать поиск?

Самое простое - публиковать бесплатные объявления. Например, в газете "Из рук в руки" и подобных ей. Только имейте в виду: объявление будет бесплатным, если вы сообщите об одной вакансии. А вот если вам нужны двое и более сотрудников - придется платить. Действует ли такой метод? Не могу ручаться за всех. Но в моем случае не сработало.

Чуть более эффективны специализированные издания. Например, "Работа и зарплата". Да, это удовольствие возможно уже только за деньги, и все же это не деньги на ветер. По такому объявлению позвонит уже гораздо больше кандидатов. Однако не радуйтесь прежде времени - если из десяти позвонивших хотя бы один останется у вас работать, вы - счастливчик! Сами по себе объявления не дороги. Но если вам приходится размещать их постоянно, выходит довольно накладно. В общем, надежды на то, что газеты помогут быстро сформировать штат, следует признать довольно призрачными.

Другой (и вполне действенный) способ - обратиться в учебные заведения, которые готовят специалистов по "вашему" профилю. Вы получите сотрудников без опыта работы, но без них в малом бизнесе все равно не обойтись. Зато появится возможность выбора.

Использовать ли Интернет? Обязательно! Тем более что сделать это очень просто. Заходите на www.job.ru (или другие аналогичные сайты), предлагаете вакансию как работодатель, а затем просматриваете резюме, представленные соискателями. Выбор - будет. Есть только два "но". Во-первых, в одном объявлении вы можете дать заявку только на одну вакансию. А во-вторых, таким путем куда легче найти сотрудника на высокооплачиваемую работу. То есть если вы ищете обыкновенного работника (без степени МВА), скажем, со средним специальным образованием, то число претендентов на работу значительно сокращается. И все же есть шанс, что некоторую часть штата вы таким способом приобретете.

Еще один метод, не требующий материальных затрат, - оставить свою заявку в местном центре занятости населения. Всего несколько лет назад такой способ поиска персонала считался вполне действенным. Но теперь… То ли центры занятости стали работать не слишком активно, то ли народу в них обращается все меньше. В общем, звонков по этой заявке вы получите, скорее всего, немного. Но главное, 99% потенциальных работников придет с письмом, которое вы подпишете, лишь бы только от вас отстали. Ведь центр занятости обязан направлять к вам всех, кто встает на учет и подходит по формальным критериям. И это вовсе не значит, что люди действительно хотят работать! Часто они просто стоят на бирже труда и получают пособие. Собеседование с подобными кандидатами редко доходит до настоящих вопросов о самом деле. Впрочем, несколько раз таким путем мне удавалось найти вполне приличных работников. Так что напрочь сбрасывать со счетов этот вариант не стоит.

Если вам нужны вовсе неквалифицированные кадры, да к тому же не на полный день (например, люди, которым выгодно у вас работать, поскольку живут они рядом), то неплохой результат даст (совершенно бесплатное!) объявление, которое вы повесите на входной двери. А число соискателей, обращающихся в вашу компанию в ответ на такое сообщение, способно поразить любого предпринимателя.

Итак, все более-менее дешевые или вообще бесплатные способы уже исчерпаны. Остается самый дорогой - кадровые агентства. Не будем лукавить, утверждая, что стоит только обратиться в агентство, составить договор, и - завтра штат будет укомплектован лучшими из работников. Увы, с розовыми очками нужно расстаться немедленно!

Агентства работают на той же самой территории, что и вы. О да, они, конечно, профессионалы (только, к сожалению, далеко не все). У них обширная база данных. Это их бизнес, наконец. Но… найти сотрудника для парикмахерской или для маленького магазина через них невозможно.

Знакомая владелица салона красоты поделилась со мной вот какой историей. Она обзвонила несколько десятков агентств. Bезде ей объяснили, что "такими вакансиями" они не занимаются. Но в одном ей, наконец, улыбнулась удача. Девушка на телефоне соединила ее с менеджером, менеджер тоже не сразу отказал, а задумчиво ответил, что "в принципе" они могут подобрать такой персонал. На вопрос, сколько это стоит, так же задумчиво ответил: "Ну, не знаю… а сколько вы заплатите?" Хозяйка салона все-таки попыталась направить разговор в нужное русло и попросила определить оплату за оказание услуг по подбору персонала. Но ответ "сколько дадите, но не менее 300-400 долларов США" деловую женщину совершенно не устроил. И даже не из-за цены, а потому, что было совершенно ясно: до ее обращения никогда и никому таких услуг здесь не оказывали.

Взгляните на рекламу, которую дают кадровые агентства. Без труда можно заметить, что господствуют два направления: подбор высококвалифицированных и высокооплачиваемых кадров и - персонала для работы у частных лиц, то есть нянь, гувернанток, помощников по дому, садовников и т. д.

Первое направление, конечно, преобладает. Это солидные кадровые агентства, организующие всякого рода тренинги, тестирования, предлагающие консультации. Вторых, в общем, тоже немало. А вот те, кто как раз и нужен начинающему или некрупному предпринимателю, - практически отсутствуют. И дело здесь не в нерадивости агентств. Такой подход диктует рынок, а подвижники малого бизнеса очень редко обращаются в кадровые агентства - эти услуги им просто не по карману. Ведь за каждую вакансию агентства, как правило, берут от 10% до 30% от годового заработка работника. А если вы пытаетесь доказать, что ваш сотрудник будет получать менее 500 долларов в месяц, то… вам улыбнутся и просто не поверят. Видимо, у этих фирм есть все основания полагать, что ни один нормальный человек за такую зарплату работать не станет.

Тем не менее, звонки в кадровые агентства - процесс очень увлекательный сам по себе. По некоторым телефонам диктуют номер других, куда рекомендуют позвонить. А там уже просят оставить свое сообщение и координаты, по которым они "сами вас найдут". В общем, "Алекс - Юстасу". Но и те агентства, которые сразу выходят на прямой контакт, также отличаются… большой оригинальностью. Например, на вопрос, какие гарантии предоставляет агентство в случае, если сотрудник вышел на работу, но, в конце концов, вас как нанимателя не устроил, могут дать такой ответ: "Мы найдем вам новую кандидатуру бесплатно. Но только в том случае, если увольнение первого кандидата было мотивированным". Может быть, речь идет о трудовом законодательстве? Вовсе нет! "Если вам не нравится, как человек работает, это еще не повод его увольнять!" - заявили мне в одном из агентств. Вам захочется подписывать договор, а тем более платить деньги после такого разъяснения?

Наняли - прослезились

Как ни верти, а подбор персонала - это целиком ваша задача, с которой придется справляться практически в одиночку. Но и в тот счастливый миг, когда нужные работники найдены, не стоит расслабляться. Потому что немедленно начинаются сложности с оформлением, регистрацией, гражданством… И самые крупные проблемы возникают у индивидуальных предпринимателей. Ведь индивидуал не имеет права делать записи в трудовой книжке. А наши люди этой самой записи - хотят. И, признаем, это совершенно справедливое и понятное желание. Ведь именно трудовая книжка является документом, где отражен весь труженический путь. Тем временем индивидуальный предприниматель может заключить с сотрудником лишь трудовой договор, зарегистрировав его в налоговой инспекции и всех положенных фондах. Странная вещь получается, не правда ли? Как работодатель, индивидуальный предприниматель платит налоги по полной программе. А вот оформлять трудовую книжку - не может ни в коем случае.

Более того, до недавнего времени налоговые инспекции ставили свой штамп непосредственно на трудовой договор. И если работник увольнялся, у него оставался на руках заверенный документ. Теперь тот же самый штамп о регистрации ставится на письме работодателя, которое прилагается к трудовым договорам. И совершенно непонятно, как поступать при увольнении и что остается у человека на руках в качестве подтверждения его стажа. Да, где-то в недрах налоговых инспекций есть документальное подтверждение, что этот человек работал. Но кто из будущих нанимателей будет запрашивать такую информацию?

Другая проблема - гражданство и регистрация (в Москве). С регистрацией все понятно - она должна быть. Вот только любой иногородний приносит массу хлопот. Например, работодатель сам должен оформить в страховой компании полис обязательного медицинского страхования на своего работника и при этом представить массу документов, совершив не менее пяти визитов в страховую компанию и в гости к чиновникам.

И совсем плохо обстоит дело с приемом сотрудников, которые не являются гражданами РФ. Дело в том, что более года назад был принят Закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Так вот, с тех пор каждый работодатель, использующий иностранную рабочую силу, обязан оформить разрешение на ее использование. Путь, по которому в данном случае должен пройти работодатель, проще сравнить с переходом Суворова через Альпы. Сначала нужно подать заявку в Центр занятости населения (к этой заявке прилагается необходимый пакет документов). Если повезет и вы получите положительное заключение, то следующий этап - обращение в миграционную службу (в столице это Управление по делам миграции (УПДМ) ГУВД г. Москвы), опять-таки с внушительным пакетом документов в придачу. Кроме того, надо заплатить госпошлину. Вся эта увлекательная процедура занимает два-три месяца. Так что если работодателем являются индивидуальный предприниматель или небольшая фирма, то остается всего два пути: либо не брать жителей стран СНГ вообще, либо просто не регистрировать официальные трудовые отношения с ними. Тем временем невозможность принимать на работу нерезидентов РФ - это для мелких работодателей большая потеря. Ведь ни для кого не секрет, что люди из стран ближнего зарубежья трудятся зачастую гораздо лучше и приносят намного больше пользы за ту же самую зарплату. А если учесть факт, что работают они, как правило, за меньшие деньги…

* * *

Чудес не бывает. Подбор работоспособного, сплоченного коллектива займет у вас не один месяц. И даже, скорее всего, не один год. Впрочем, один весьма удачливый бизнесмен как-то отметил: "Если ты решишь, что все вокруг тебя одинаково плохи и не желают работать, то будешь окружен только такими сотрудниками. Но если пребываешь в уверенности, что у тебя должна быть хорошая команда, то она обязательно появится!"

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru