error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='3650',showed='1',date=NOW(),ip='3.147.53.90',sess='41gtj6oh6p44hng884io6mrh33',url='http://mainjob.ru/publications/?view=3650'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Самые популярные управленческие инструменты российских компаний | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Самые популярные управленческие инструменты российских компаний


Юлия А. Васильева
Источник: Ведомости

Чем больше становится предприятие, тем большее количество управленческих инструментов требуется его руководителю. Определить, какие из них чаще всего используют успешные компании, попытались консультанты из IBS. В

Чем больше становится предприятие, тем большее количество управленческих инструментов требуется его руководителю. Определить, какие из них чаще всего используют успешные компании, попытались консультанты из IBS.

В исследовании, сделанном консультантами IBS, принимало участие около 1000 компаний из 19 отраслей экономики. Менеджерам предложили ответить на вопрос, какие из 100 указанных инструментов управления и “лучших практик” (разделенных на четыре блока: управление финансами, стратегия и маркетинг, технологии и инновации, операции и бизнес-процессы) используются в их компаниях. В результате оказалось, что набор инструментов у респондентов схож.

Сенсационными результаты исследования назвать трудно, считает генеральный директор компании “РБК” Юрий Ровенский, однако такой обзор практики российских компаний может быть весьма полезным. “Любая крупная компания в процессе своего существования имеет обыкновение обрастать жирком, - поясняет Ровенский. - И подобное исследование может навести на какие-то идеи по поводу собственной компании”.

Кадры решают все

Осваивание новых управленческих инструментов и практик в компании - от автоматизированного управления финансами до формирования стратегии - всегда связано с размером компании. “Конечно, это способствует росту, но лишь до определенного уровня”, - говорит один из авторов исследования, преподаватель Высшей школы международного бизнеса АНХ при правительстве РФ Роман Кащеев. Дальше, по его мнению, большое количество инструментов может сделать компанию менее гибкой и более бюрократизированной. Именно поэтому, считают эксперты, внедрять нужно лишь те инструменты, отсутствие которых критично для развития компании. Что, в общем, тоже не всегда легко определить.

Один из способов понять, что именно этот инструмент нужен компании, - взглянуть на опыт коллег.

Среди компаний, участвовавших в исследовании, 190 имеют годовой оборот более $100 млн. Ответы топ-менеджеров этих компаний помогли составить консультантам профиль успешной компании.

Более половины опрошенных менеджеров назвали самым важным для роста бизнеса их компании совершенствование системы управления персоналом. Слова не разошлись с делом, как оказалось 76% опрошенных компаний создали полноценную HR-службу, выполняющую не только функцию учета кадров, но и занимающуюся оценкой, обучением и мотивацией персонала. А 79% начали формировать отдельный бюджет на обучение персонала.

В компании “Градиент” на последнем совете директоров было принято решение о формировании бюджета на обучение персонала. “В том или ином виде это существовало всегда, но стало более упорядоченным и регламентированным”, - говорит Андрей Украинец, финансовый директор “Градиента”. Курирует вопрос генеральный директор, что, по мнению Украинца, говорит о его важности. “В нашем дистрибьюторском бизнесе нет больших активов, - поясняет он. - Мы сервисная компания, и основная наша стоимость - это стоимость команды”. По словам Кащеева, увеличение внимания к HR - самый прогнозируемый результат. Тенденция, по его словам, была заметна уже несколько лет назад.

Деньги любят счет

Совершенствование организационно-функциональной структуры - ничуть не менее популярная задача: 76% респондентов сообщили о существовании в компании формализованного описания организационно-функциональной структуры. “Подобная практика позволяет добиваться максимальной эффективности структуры компании, так как появляется понимание уровней подчиненности и обязанностей людей, - говорит заместитель директора по работе с персоналом группы "Агрос" Алина Игнатьева. - В том числе это исключает такие проблемы, как дублирование функций, а также позволяет принимать согласованные и обоснованные решения по численности и ротации персонала и контролировать этот процесс”.

Видимо, как элементу совершенствования оргструктуры крупные компании придают большое значение отлаженности документооборота - 75% респондентов сообщили, что он у них регламентирован. Особенно актуальным оказался этот вопрос для IT-компаний, транспортников и связистов. В компании МТС подобным результатам не удивляются. Основа бизнеса сотового оператора - обслуживание миллионов абонентов в реальном времени. Эту задачу невозможно решать, не имея мощной системы документооборота, точнее, даже нескольких взаимосвязанных систем. В качестве примера такой системы можно привести лицевые счета абонентов, в которых отражена вся “история” взаимоотношений клиента с оператором. От того, насколько эффективно работает эта система, напрямую зависит качество обслуживания абонентов.

Однако эксперт департамента управленческого консультирования IBS Александр Пчелинцев, один из авторов исследования, сомневается в правдивости некоторых подобных ответов. “На самом деле компании лишь думают, что у них есть практика документооборота, - говорит Пчелинцев. - В реальности лишь очень немногие организации могут этим похвастаться”.

Директор по финансовому сектору компании Accenture Russia Санал Ушанов соглашается с таким мнением и считает, что подобные результаты исследования совсем не повод для радости. “В подавляющем большинстве компаний отсутствует автоматизация самого процесса документооборота и таких его аспектов, как поддержка актуальности форматов документации, архивация документов”, - говорит Ушанов. Естественно, это ведет к медленному документообороту и замедляет бизнес-процессы, завязанные на нем.

Стратегия и маркетинг

В 69% компаний сообщили о выделении организационных единиц, ответственных за формирование плана развития компании. В компании “Агрос” для разработки стратегии была сформирована команда топ-менеджеров из разных бизнесов и функций компании. По словам Игнатьевой, такая групповая разработка стратегии обеспечивает экспертный вклад со стороны всех участников внедрения стратегии, согласованность и единое понимание принятой стратегии.

Пятой по популярности (72%) практикой, которой крупные компании уделяют внимание, оказалось “Выделение отдельного подразделения компании, занимающегося разработкой и реализацией маркетинговой стратегии”. Пчелинцев предполагает, что высокое внимание к маркетингу объясняется тем, что в выборке достаточно большое число занимают FMCG-компании. “Это действительно очень важно для компаний нашего сегмента, - говорит менеджер по связям с общественностью компании Procter & Gamble (Восточная Европа) Георгий Соустин. - В силу большого количества брэндов и необходимости пробиться к потребителю работа отдела маркетинга приобретает весьма важное значение”.

Телекоммуникационные компании активно развивают и используют автоматизированные системы отношений с клиентами (CRM). IT-компания “КРОК” внедрила у себя подобную систему еще в 1995 г. Сейчас здесь переходят на более сложную и более производительную систему. “У этой системы в компании все больше пользователей, и нужен более мощный продукт, который будет развиваться вместе с компанией”, — говорит заместитель генерального директора компании “КРОК” Вероника Тараба. Предварительные расчеты в компании показали, что вложения в новую систему окупят себя. “Новая CRM-система позволит нам нарастить продажи. Даже пессимистичный прогноз прироста дал нам представление о том, насколько это будет эффективно”, — говорит Тараба.

ПОРТРЕТ КРУПНОЙ КОМПАНИИ

Наиболее часто используемые управленческие инструменты и практики среди крупных компаний*

- Формируется бюджет на обучение персонала - 79%.

- HR-служба выполняет функции не только учета кадров, но и оценки персонала, обучения и мотивации - 76%.

- Существует формализованное описание организационно-функциональной структуры компании - 76%.

- В компании существует регламент документооборота - 75%.

- Выделено подразделение компании, занимающееся разработкой и реализацией маркетинговой стратегии, - 72%.

- Маркетинговое подразделение отслеживает и предоставляет руководству необходимую информацию о рынке - 71%.

- Выделены организационные единицы, ответственные за формирование плана развития компании, - 69%.

- Бухгалтерия отделена от финансовой службы - 68%. *

По результатам опроса 190 компаний с годовым оборотом более $100 млн. Источник: IBS.

Юлия А. Васильева

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru