error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='3227',showed='1',date=NOW(),ip='3.14.145.167',sess='kb0k45crm11keqo8odod4n6sl2',url='http://mainjob.ru/publications/?view=3227'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Какое высшее образование нужно России? Результаты общероссийского опроса ВЦИОМ | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Какое высшее образование нужно России? Результаты общероссийского опроса ВЦИОМ



Источник: Regions

Российское высшее образование в новом учебном году вступает в очередной период перемен - намечается сокращение числа вузов, обсуждается возрождение системы государственного заказа на молодых специалистов и т.п. В этой

Российское высшее образование в новом учебном году вступает в очередной период перемен - намечается сокращение числа вузов, обсуждается возрождение системы государственного заказа на молодых специалистов и т.п. В этой связи Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) решил выяснить мнение граждан о том, какое же высшее образование нужно сегодня России.

В ходе опроса выяснилось, что среди наименее адаптированных групп населения популярно мнение о бесплатном университетском образовании и идеи обязательного послевузовского распределения на работу. Более обеспеченные слои выступают за сосуществование бесплатного и платного высшего образования, ограниченного госзаказа на специалистов и самостоятельного поиска работы выпускниками.

В последнее время в СМИ неоднократно поднимался вопрос о возможном сокращении количества вузов. Опрос показал, что мнения россиян о наиболее вероятных последствиях такого сокращения разделились. Респонденты склоны отмечать прежде всего негативные последствия такого решения: рост стоимости высшего образования (43%), рост безработицы среди молодежи (19%) и нехватку специалистов в отдельных отраслях экономики (15%). Вероятные позитивные результаты - повышение качества подготовки специалистов (17%), сбалансированность спроса и предложения специалистов на рынке труда (16%) - отмечаются существенно реже.

В ходе исследования также было выявлено мнение россиян о возможном восстановлении государственного заказа на подготовку специалистов, в соответствии с которым выпускники госвузов, обучавшиеся бесплатно, обязаны отработать определенное время по распределению. Опрос показал, что большинство респондентов вполне лояльно относятся к этой идее. 44% опрошенных считают, что вообще все высшее образование должно быть построено, как и прежде, на базе государственного планирования и заказа. Еще 38% - это сторонники смешанной системы, при которой есть и госзаказ на специалистов, и возможность получать образование, какое человеку хочется, а затем самому искать себе работу. И лишь 10% полагают, что госзаказа быть не должно.

Сторонниками государственного плана и заказа на подготовку специалистов чаще оказываются менее адаптированные социальные группы опрошенных - женщины, пожилые люди, респонденты с начальным образованием, с низкими доходами, жители сел. "Адаптанты" - мужчины, молодежь, респонденты с высшим образованием, хорошо материально обеспеченные опрошенные, а также москвичи и петербуржцы - чаще отдают предпочтение смешанной системе (и госзаказ, и выбор вуза, а затем поиск места работы по собственному усмотрению и на свой страх и риск).

За последние 11 лет мнения россиян по вопросу о том, каким должно быть высшее образование, существенно изменились.

Если в 1993 и 1995 гг. около половины респондентов (51 и 47% соответственно) полагали, что высшее образование должно быть "смешанным" - и платным, и бесплатным, то в 2003 и 2004 гг. более половины опрошенных (55 и 58%) отметили, что оно должно быть в основном бесплатным.

Сторонниками в основном бесплатного высшего образования выступают обычно слабо социально адаптированные россияне - женщины, пожилые люди, опрошенные с начальным образованием, с низкими доходами, жители сел. И наоборот, "адаптанты" - мужчины, молодежь, респонденты с высшим образованием, опрошенные из высокодоходных групп, а также москвичи и петербуржцы чаще отдают предпочтение смешанной системе высшего образования, где сосуществовали бы платные и бесплатные образовательные услуги.

Среди причин, побуждающих людей получать высшее образование, респонденты чаще всего называют те, что связаны с вопросами профессионального роста, поскольку, в их представлениях, наличие высшего образование открывает новые возможности для того, чтобы трудоустроиться на хорошую работу (48%), сделать карьеру (28%), стать хорошим профессионалом в своей области (26%). Для части россиян важно оказаться в культурной, образованной среде (8%); выйти за рамки своего окружения, повысив свой социальный статус (9%). 10% полагают, что получить высшее образование нужно, прежде всего, для того, чтобы не служить в армии. Есть и группа россиян (15%), для кого важны "знания ради знания", ради расширения кругозора, а не из каких-либо прагматических соображений.

Во всех группах респондентов признается, что высшее образование необходимо прежде всего, чтобы найти хорошую работу. Мужчины, как правило, более заинтересованы в карьерном росте, женщины - в том, чтобы стать хорошим профессионалом. Молодежь чаще других групп ориентирована на карьеру. Чем моложе респонденты, тем чаще они увязывают получение высшего образования с возможностью избежать службы в армии, отмечает пресс-служба ВЦИОМа.

Респонденты с высшим образованием, а также с более высокими материальными доходами настроены более прагматично и чаще связывают стремление получить его с интересами трудоустройства, карьеры и профессионализма. Чем ниже уровень образования респондентов, тем чаще они полагают, что люди устремляются в вузы, просто потому что "так принято", и в этом смысле их мотивация к получению хорошего образования заметно слабее.

Общероссийский опрос проведен 17-18 июля 2004 г. в 100 населенных пунктах 39 областей, краев и республик России. Опрашивалось 1539 чел., интервью по месту жительства.

Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru