error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='2937',showed='1',date=NOW(),ip='3.135.206.212',sess='bkfvsbv60h36s6hhc8dcjfq6f5',url='http://mainjob.ru/publications/?view=2937'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Босс-марионетка. Актуальное интервью | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Босс-марионетка. Актуальное интервью


Людмила Буркина
Источник: Элитный персонал

Что объединяет собственника компании и Людовика XIII? Этот вопрос не так абсурден, как может показаться. Как и при королевском дворе, в окружении владельца бизнеса всегда найдутся деятели, которые не упустят возможности

Что объединяет собственника компании и Людовика XIII? Этот вопрос не так абсурден, как может показаться. Как и при королевском дворе, в окружении владельца бизнеса всегда найдутся деятели, которые не упустят возможности использовать «хозяина» в своих корыстных целях. Если, конечно, он даст повод… На вопросы редакции отвечает генеральный директор компании «ЭКОПСИ Консалтинг», доктор психолог. наук Владимир СТОЛИН.

- Владимир Викторович, манипулирование собственником со стороны его подчиненных встречается достаточно часто. Почему это становится возможным?

- Для начала определим, что является манипуляцией. Когда один человек чего-то хочет от другого и настойчиво свое желание выражает – будет ли это манипуляцией, по-вашему? Нет, конечно. Потому что здесь все честно: другой вправе либо пойти навстречу этому желанию, либо нет.

Манипуляция начинается тогда, когда один человек скрывает свое желание под личиной чего-то другого. Например, утверждает, что действует абсолютно в интересах того лица, от которого он этого добивается, и придумывает способы, с помощью которых можно, нажимая на «кнопочки» в человеческой психике, получить желаемое. «Это не я от тебя денег хочу, а ты просто очень хочешь их мне подарить».

- При каких условиях возникает манипуляция?

- В этом процессе действуют две стороны. Манипулятор – человек, который ищет выгод материальных и нематериальных – в виде влияния, власти, безопасности. И объект манипуляции, в данном случае собственник, от которого можно многое получить. Обычно собственник становится таким объектом при двух условиях.

Первое – он сам любит манипулировать другими людьми, как бы подает пример, показывает, что этот стиль общения ничего предосудительного в себе не содержит. И тогда рано или поздно «талантливые ученики» постараются продемонстрировать те же техники на нем самом.

Второе - собственник сам себе не прозрачен, не осознает своих слабостей. Вполне вероятно, что найдется некий «заботливый» человек – приближенный или внешний консультант, искушенный в психологии, который попытается на этих слабостях сыграть.

- И на чем чаще всего играют?

- Во-первых, на страхах или ощущении угрозы: что бизнес отнимут, секреты украдут, людей переманят, дело разрушат, что конкуренты опередят, что отстанешь от прогресса, «не справишься» и т.д. Любой страх имеет рациональное зерно – все это действительно может произойти. Манипуляция состоит в постоянном поддержании страхов и провоцировании на действия, которые якобы от всего этого защитят. Допустим, собственник сверх меры опасается конкуренции, и вот умный, тонкий «визирь» ему советует защищаться. Для начала нанять службу безопасности, человек 500. Затем ввести службу безопасности электронную, разработать кодекс поведения сотрудников со СМИ (а для этого нанять консультантов), оборудовать внутреннюю систему «прослушки»… Так можно сконцентрировать в своих руках большие деньги.

Во-вторых, манипулируют на тщеславии, честолюбии, желании конкурировать.

- Какова природа манипуляции?

- Наиболее системно к ее изучению подошел Эрик Берн в книгах «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры». По Берну в каждом из нас есть Взрослый, способный все вычислять, Ребенок, концентрирующий все наши эмоции, и Родитель – «хранитель традиций».

Манипулятор – специалист по различению этих структур. Вам кажется, что он с вами разговаривает как со взрослым, а на самом деле – как с ребенком. Он понял, например, что для вас желание опередить конкурента не носит рациональную, «взрослую» природу: оно возникло не потому, что вы рассчитали, что так для бизнеса нужно, а потому что вы, как ребенок, хотите соревноваться. Если, наоборот, в вас сработали чрезмерные родительские структуры, допустим, борьба за мораль в офисе, это тоже можно использовать, искусственно раздувая масштаб «бедствия».

- Кто в компании может быть вероятным манипулятором?

- Систематически манипулировать способен, конечно, тот, кто имеет «доступ к телу». Довольно сложно это делать при отсутствии прямого контакта. Хотя помимо манипуляции в отношениях людей может быть и манипуляция сознанием - с помощью социологических опросов, СМИ, рекламы. «Вы еще не купили яхту?»

- «Ведь вы этого достойны!»

- Эти приемы, к сожалению, нашли очень широкое распространение. Часто выборные технологии представляют собой изощренные манипулятивные техники. Так, страх возврата к коммунистам беспощадно использовался во время второй ельцинской кампании. Реальная опасность была многократно преувеличена. Была создана дилемма – Ельцин или смерть. А любые опасения насчет самого Ельцина манипуляторы сумели подавить. И все пошли и проголосовали. Вот вам пример манипуляции – создать искусственную дилемму, из которой как бы нет выхода.

В бизнесе есть специальные технологии, связанные с враждебными поглощениями, когда профессионально проводится манипуляция сознанием руководителя предприятия с целью отъема его бизнеса. Можно войти в доверие, создать ситуацию напряжения, страха, потом посоветовать, как из нее выйти. Выглядит это, как будто советчик действует в ваших интересах, на самом деле он «засланный казачок».

- Получается, манипуляция всесильна?

- Она в той мере всесильна, в которой мы сами себе не прозрачны, в которой нам некогда собой заниматься. Почему реклама эффективна? Потому что она «находит» нас в тот момент, когда мы расслабленны, сидим дома за чашкой чая, абсолютно не подготовлены к принятию сообщений. Вот они и проникают в сознание.

- Как понять, что ты являешься объектом манипуляции?

- Примитивного манипулятора легко распознать, поскольку он начинает чего-то чересчур настойчиво добиваться, что-то советовать, подчеркивать, отрицать. Наиболее ловкие манипуляторы, конечно, такой ошибки не допускают.

Собственная прозрачность – вот единственный способ защиты. Необходимо выработать некую психологическую гигиену. Все время надо спрашивать себя: что я делаю? зачем? ради чего? что мною движет?

Вот мы сейчас ищем новый офис в первоклассном здании. Это повлечет за собой весьма существенные расходы. Можно ли манипулировать человеком в этой ситуации? Да. Руководителем может двигать «взрослое» понимание того, что новое пространство и организация жизни людей в этом пространстве дадут новый импульс к развитию. Но ведь может двигать и просто честолюбие. «Это круто!» Допустим, компания еще не созрела по уровню своих доходов к такого рода тратам, однако мечта о собственном величии руководителя подталкивает. Если он осознал, что у него есть эта слабость и что она тоже может быть мотивом, то любые попытки других людей сыграть на ней он будет принимать с улыбкой.

- А Вы могли бы привести пример «безобидной» манипуляции?

- Конечно. Например, все сотрудники считают, что им мало платят. Некоторые из них пытаются реализовать свои интересы путем манипуляции. Самое простое – дать понять, что тебя переманивают.

- Надо дать понять неявно?

- Да. Хороший манипулятор избегает прямого риска. Прийти к шефу и сказать, что вам предложили зарплату в два раза больше, мол, платите столько же или уйду? А если он скажет: «Поздравляю Вас!» Но вы же пришли к нему не для того, чтобы уйти, а для того, чтобы остаться. Более расчетливый манипулятор так не сделает. Он выберет «правильного» человека: «Вот мне тут позвонили, предложили… Что делать? Ума не приложу». А тот побежит и донесет.

- Это что же – чистый блеф?

- Хороший манипулятор никогда не лжет, потому что ложь рано или поздно может всплыть. Он режиссирует информацией так, чтобы солгал или преувеличил кто-то другой.

- Ну, а как еще вести себя сотруднику?

- Лучше не так, потому что, в принципе, манипулятивные способы коммуникации вредны для компании в целом. У руководителя ведь тоже масса возможностей манипулирования. «Вот гляжу на Вас и вижу, что Вы выдающийся сотрудник, талантище! Есть для Вас достойное дело: только Вы сможете поднять наш филиал в Урюпинске, который совсем загнулся». Простая схема.

- И как быть сотруднику, ведь руководителю труднее возразить? Игра в одни ворота?

- Ну почему же. Шеф хочет решить с вашей помощью некую проблему в Урюпинске и уменьшить затраты на это мероприятие ровно на долю вашего «неотрефлексированного» тщеславия. Если вы прозрачны сами себе, то, может быть, вы поймете, что не готовы конвертировать свое тщеславие в неудобства урюпинской жизни. И откажетесь. Или начнете разговор так: «Я все понимаю, и раз Вы признаете, что я замечательный работник, давайте договоримся об условиях».

Вообще, если руководитель не хочет, чтобы им манипулировали, он должен сам не манипулировать и немедленно пресекать любые попытки использовать манипуляции в отношениях между сотрудниками. И думать о том, что он реально может предложить своим коллегам и подчиненным, и что реально хочет получить взамен.

Беседовала Людмила Буркина

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru