error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='2895',showed='1',date=NOW(),ip='3.139.235.177',sess='2aldea7peunudh1d8798q7lks5',url='http://mainjob.ru/publications/?view=2895'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Штурмовое обсуждение | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Штурмовое обсуждение


Екатерина Штерн
Источник: Элитный персонал

Что может быть общего у вашей любимой зубной щетки с перекрещенными щетинками и у карточной колоды «Самые разыскиваемые преступники Ирака», изобретенной американской разведкой для поимки этих самых преступников? Как ни

Что может быть общего у вашей любимой зубной щетки с перекрещенными щетинками и у карточной колоды «Самые разыскиваемые преступники Ирака», изобретенной американской разведкой для поимки этих самых преступников? Как ни парадоксально - способ появления на свет. И то, и другое, и, скорее всего, ваш любимый рекламный ролик были придуманы в ходе мозгового штурма.

Методика brainstorming была изобретена в далеком 1939 году в благополучной стране за океаном. А в 1953-м, когда Россия менее всего была озадачена проблемой развития креативного мышления, в той же Америке увидел свет первый фундаментальный труд по мозговому штурму – «Управляемое воображение» А.Осборна. Известно, что посредством этого метода преодолевается стереотипность мышления, что он хорош для решения задач, далеких от обыденности и требующих прежде всего умственного «прорыва», а не применения аналитических методик. Такими задачами для компаний могут стать, по мнению генерального директора ClubConsult Андрея Руновича, продвижение бренда, стратегия вывода на рынок нового продукта или услуги, нейминг.

Обучение проведению мозгового штурма запрашивается самыми разными структурами: по словам Александра Ефремова, генерального директора компании TCI, это и торговые, и производственные фирмы, и банки, причем соответствующий модуль чаще всего «встраивается» в долгосрочную тренинговую программу.

Законы жанра

Собственно мозговой штурм состоит из двух последовательных этапов: первый –генерация максимально возможного количества идей в предельно сжатые сроки, второй - их всесторонний анализ.

Во время первого этапа участниками должны соблюдаться следующие правила:

- первое и главное: всякая критика чужих идей запрещается!

- поощряются все мысли, в том числе и «безумные»

- чем больше соображений «накидывается», тем лучше

- каждый участник должен стараться развить или скомбинировать уже высказанные идеи

- немедленное обоснование выдвигаемых предложения не требуется

Один из принципиальных моментов мозгового штурма - независимость суждений. В этом смысле полезна предварительная арт-подготовка: за несколько дней до момента X участники должны получить формулировку проблемы, продумать изолированно друг от друга варианты решений и выбрать, на свой взгляд, наиболее подходящие. Неплохо заранее распространить и правила проведения мозгового штурма – их соблюдение требует внутренней готовности. Забегая вперед, уточним, что элемент независимости можно создать, по крайней мере, в начале brainstorming – например, если предложения будут вноситься в порядке должностного возрастания участников. В этом случае младшие чины смогут высказываться свободнее, без равнения на точку зрения вышестоящих.

Набор в «коммандос»

Считается, что оптимальное количество участников – 8-10, максимум 12 человек, но, по словам Александра Ефремова, мозговой штурм может устраиваться и для 5, и для 25 человек. В последнем случае отряд «штурмующих» разбивается на подгруппы.

В идеале в состав группы должны входить не только эксперты в обсуждаемой области, но и сторонние специалисты. Высказанная ими непредвзятая, а иногда абсурдная с виду мысль может послужить толчком к дальнейшему продвижению. В компании МТС, например, к участию в brainstorming привлекаются как сотрудники-старожилы, так и новички.

По сути, на стадии генерации идей необходима команда креативщиков, определенную часть которых, по мнению Гули Базаровой, директора учебного центра «Центр Кадровых Технологий – XXI век», должны составлять экстраверты. Энергия последних становится главной движущей силой любого мозгового штурма. Если же костяк группы будут составлять интроверты, то достигнуть свободного полета мысли в ходе обсуждения вряд ли удастся.

Господин модератор

Для того чтобы brainstorming не превратился в стихийный митинг, необходимо присутствие ведущего - человека, совмещающего функции аналитика и психолога. В этой роли может выступить и руководитель подразделения, которому безоговорочно доверяют сотрудники, и опытный модератор, приглашенный из тренинговой компании. Как считает Людмила Гериш, руководитель отдела обучения и консалтинга кадрового агентства АКМР, «каждый руководитель, проводящий групповые обсуждения, должен уметь побуждать участников к продуктивному взаимодействию, - таким образом, чтобы у всех возникало чувство сопричастности к найденному решению».

Как правило, среди участников мозгового штурма выделяются представители двух крайних вариантов поведения.

К первому относятся люди, избегающие риска стать объектом критики и нападок, особенно со стороны руководства. Естественно, что при таком подходе их творческий «выброс» уменьшается.

Вторые - это агрессивные карьеристы, использующие любые средства для собственного возвышения, и способные всякое обсуждение, независимо от тематики, превратить в ярмарку тщеславия.

«Иногда, особенно при работе с топ-менеджерами, могут возникнуть сложности. Например, когда личные амбиции превалируют над корпоративными целями, или когда внутри организации присутствует явно выраженный конфликт», - замечает Александр Ефремов. Как следствие, задача модератора – привести команду к поставленной цели – существенно осложняется из-за психологических барьеров разной степени тяжести.

Антураж

Обстановка во время мозгового штурма должны быть непринужденной, доброжелательной и максимально комфортной для всех участников. Играет роль даже форма стола – предпочтительно круглая, для того чтобы «штурмовики» ощущали свое, хотя бы и временное, равноправие. «Театральное» правило о выключении мобильных телефонов должно беспрекословно выполняться всеми, в том числе и самым большим из присутствующих боссом.

Немаловажная деталь: все выдвигаемые идеи должны быть зафиксированы, например, секретарем, сразу после произнесения вслух и затем выставлены на всеобщее обозрение. Аналог классной доски должен присутствовать, во-первых, чтобы, участники не повторялись, а во-вторых, для рождения в головах штурмующих ассоциативной цепочки. Претворяя в жизнь спорную точку зрения о благотворном влиянии смены обстановки на успех умственной деятельности, некоторые компании могут практиковать выезды за город, а в особых случаях - за границу.

Вспомнить все!

И вот, уютно обосновавшись, по примеру некоторых, в Лондоне, можно приступать к собственно к штурму. На озвучивание каждой идеи должны отводится 1-2 минуты, а паузы между ними составлять не более 30 секунд. Разрешается «пропуск хода», если очередному участнику нечего предложить.

10 фраз-убийц, которые нельзя произносить в ходе мозгового штурма:

1. Неужели нужно что-то менять?

2. Молод еще!

3. Ну и что с этим делать?

4. Это интересно, НО…

5. Я так не думаю.

6. ЭТО обсудим в следующий раз!

7. Классная идея, но не для нас…

8. Это не в Вашей компетенции.

9. Я это миллион раз слышал.

10. Мы так уже пробовали!

Несомненно, менее опытную команду на первых порах ожидают некоторые трудности. По мнению Гули Базаровой, группе, не привыкшей к технике мозгового штурма, может быть сложно начать саму генерацию идей. Кроме того, удержаться в ходе обсуждения от критики способны только подготовленные люди. Да и поток идей в какой-то момент может просто иссякнуть.

В некоторой степени вывести группу из «подвешенного» состояния может опытный модератор, например, задав провокационный вопрос, после которого все участники будут вдохновенно доказывать абсурдность его постановки. Особая трудность для модератора – не блокировать идеи, кажущиеся непродуктивными, поскольку часто именно они задают новые направления мозгового штурма и становятся катализаторами для рождения настоящих идейных «перлов».

Итак, некоторое время группа озвучивает «домашние» заготовки и стандартные идеи, после чего наступает самый интересный этап. По мнению экспертов, самые оригинальные и творческие идеи рождаются с 70 по 140 высказывание. Одна «озвученная» мысль, цепляясь за другую, вызывает у участников поток сознания и начинается «фонтанирование» - выдвигаются предложения смешные, фантастические и, на первый взгляд, малореальные. Тем не менее, в процессе развития рождаются перспективные решения, которые представляют практический интерес. К слову, по мнению зарубежных экспертов, если через 30-40 минут после начала мозгового штурма группа не нашла ни одной удовлетворительной идеи, то обсуждение следует на какое-то время прервать.

Последний и решительный бой

Обычно через час поток выдвигаемых предложений неминуемо иссякает, и тогда наступает второй этап мозгового штурма – разбор и анализ идей. В отличие от первого – «расширяющего» этапа, второй – «сужающий» - проходит далеко не так весело и динамично.

«Нередко решение принимается той же группой, которая участвовала в мозговом штурме, -рассказывает Александр Ефремов, - однако чаще всего отобранные идеи передаются руководству (или группе экспертов) в качестве основы для принятия управленческих решений».

По словам Гули Базаровой, внесенные предложения делятся на три группы: совершенно непригодные, спорные, безусловно пригодные. Порой практикуется повторная организация мозгового штурма для обсуждения спорных и трудноосуществимых идей.

Для оценки выдвинутых решений и альтернатив используются разнообразные методы, к примеру, мягкое рейтинговое голосование: каждый участник выбирает 2-3 наиболее понравившиеся ему идеи, из которых вновь составляется итоговый список, и т.д. Или же задействуется балльно-весовой метод, критерии которого должны быть проработаны заранее. Может быть использован и способ «от противного», который формулируется следующим образом: если идея будет реализована, что может стать причиной ее провала? Итогом применения перечисленных методик должен стать анализ по принципу «затраты-выгоды», учитывая, что и те, и другие могут быть как прямыми, так и косвенными.

Итак, для проведения мозгового штурма необходимо:

- собрать команду, неоднородную по опыту, темпераменту, компетенциям, возрасту и даже полу,

- раздать предварительное задание и правила поведения при обсуждении,

- выбрать место проведения и поставить круглый стол,

- продумать средства для оживления обсуждения,

- создать комфортную обстановку для всех участвующих, пригласить секретаря для фиксации результатов,

- отключить все телефоны и… …

- можно начинать!

«Плоды» мозгового штурма:

- концепция сети ресторанов «Шеш-Беш»

- концепция продвижения «живых» йогуртов Danon – «Не все йогурты одинаково полезны»

- «энергетическое» имя группы «Браво»

- названия кондитерского объединения «СладКо»

- сети супермаркетов «ПАТЭРСОН»

- клейкие ярлычки Рost-It

- зеленый кетчуп «Heinz» вместо традиционного красного

Екатерина Штерн

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru