error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='2869',showed='1',date=NOW(),ip='3.149.254.25',sess='gma8kbss02cujduftgb9gak1o7',url='http://mainjob.ru/publications/?view=2869'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Модель жизни : что это такое? | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Модель жизни : что это такое?


Марина Мелия
Источник: Ведомости

Почему люди дают полярные оценки одному и тому же факту, совершают в одной и той же ситуации прямо противоположные действия, почему одному человеку что-то кажется правильным, а другому то же самое представляется

Почему люди дают полярные оценки одному и тому же факту, совершают в одной и той же ситуации прямо противоположные действия, почему одному человеку что-то кажется правильным, а другому то же самое представляется абсолютно неприемлемым? Дело в том, что у каждого своя модель жизни, которой свойственны свои нормы, правила, действия, ценности, критерии оценок.

Сегодня одна из самых популярных и социально одобряемых моделей - жизнь -целедостижение. Об успешных, эффективных людях целедостижения, отличающих их свойствах и качествах, мы достаточно подробно говорили в предыдущих статьях (опубликованы 22, 29 июня, 6, 13 июля). Родители часто ставят своим детям в пример именно таких людей, многие на них ориентируются, стремятся им подражать, мечтают повторить их достижения. Так, с переходом к рыночной экономике многие люди, не обладающие качествами и психологическими особенностями человека-целедостижения, стали пытаться примерять на себя именно эту модель жизни и потерпели фиаско, так как на самом деле их жизненный вектор был совсем другим.

Мое ежедневное общение с руководителями компаний - людьми, искушенными в практической психологии, - показывает, что часто даже они склонны оценивать своих сотрудников по критериям людей действия. Так, один мой клиент - собственник и президент крупного банка, работающий ежедневно по 12-14 часов, - возмущается одним из своих замов: “Он уходит с работы не позже половины седьмого, чтобы забрать ребенка из детского сада. На какой позиции работает! Каким интеллектом обладает! А живет - со скуки помереть можно! Все выходные - с женой и сыном на даче. Не жизнь, а тоска”. И мой клиент абсолютно уверен, что живет его зам так не по своей воле - жена заставляет. Ему и в голову не приходит, что такой размеренный образ жизни его заместителя абсолютно устраивает и ни о чем другом он и не мечтает.

Каждый человек уникален, равно как уникален и его жизненный путь. Глобальные внешние события - войны, катастрофы, революции или стабилизация и консервация общественного бытия - могут делать наши жизни как бы похожими. А принадлежность к поколению, нации, культуре, религиозной конфессии превращает судьбы людей в социально типичные. Но сквозь похожее и типичное всегда пробиваются ростки особенного и уникального.

Каждый человек вольно или невольно выбирает для себя какую-то модель, которая определяется его личным отношением к жизни. И очень важно жить той жизнью, которая человеку подходит больше всего, в которой он наиболее эффективен и чувствует себя максимально комфортно. О некоторых вариантах и сценариях жизни упоминали философы, психологи, например Абрахам Маслоу, Эрик Берн, Василий Дружинин. Мой опыт позволяет выделить наиболее яркие и распространенные в современном российском обществе модели: “жизнь — подготовка”, “жизнь — творчество”, “жизнь — трата времени”, “жизнь — грезы”, “жизнь — рок”, “жизнь — регламент”, “жизнь — диссидентство”, “жизнь — подвиг”. Я надеюсь, это поможет нам лучше понять и себя, и окружающих.

Жизнь - подготовка. Объем необходимой информации и знаний стремительно увеличивается, поэтому обучение и приобретение умений и навыков приветствуется и всячески культивируется современным обществом. И есть люди, которые учатся и повышают свою квалификацию постоянно.

Например, 32-летний менеджер пришел устраиваться на позицию заместителя руководителя департамента в крупную компанию - вся первая страница его резюме полностью занята перечислением оконченных вузов, бизнес-школ, курсов. И на собеседовании он в большей степени интересуется не содержанием будущей работы, а возможностью еще поучиться, получить МВА престижной бизнес-школы, чтобы стать, как он говорит, полностью компетентным в своем направлении.

Вся жизнь такого человека как бы посвящена подготовке к жизни “настоящей”. Он боится начать делать что-то серьезное, не отдавая себе в этом отчета, как бы не живет реальной жизнью, а все время готовится к ней, откладывает ее наступление. Этот образ всем хорошо известен: в школе такой человек готовится к институту, в институте - к работе, но настоящая жизнь все время где-то впереди, за горизонтом. Это тип “вечного студента”, способного ученика, подмастерья, который с удовольствием занят процессом усвоения знаний. Но, овладев началами того или иного дела или профессии, меняет место работы или учебное заведение.

Такое отношение к жизни, безусловно, компонент детского, подросткового мироощущения, в какой-то степени инфантильного. Человек не становится взрослым, что часто очень удобно - не надо брать на себя ответственность, переживать по поводу неудач, так как жизнь “ненастоящая”.

Это, кстати, кардинально отличает жизнь-целедостижение от жизни-подготовки. В первом случае предприниматель берет на себя ответственность за людей, за финансы, за проекты, он готов всегда что-то предпринимать, даже не имея специального образования. А наш “вечный студент” еще не готов, так как для этого ему обязательно нужно “получить МВА престижной бизнес-школы”.

Формирование представления о жизни как подготовке к чему-то подлинному закладывается в раннем детстве. Если будущее представляется ребенку прекрасным, значительным, полным необычных возможностей и перспектив, то он торопится повзрослеть, ему хочется как можно быстрее стать самостоятельным и к чему-то приступить. А если взрослая жизнь кажется скопищем забот, проблем и трудов, то невольно хочется оттянуть ее наступление, подольше задержаться в безоблачной и безмятежной поре детства.

У этой модели, безусловно, есть и свои плюсы. Такие люди знают, для чего живут, чего хотят от каждого конкретного момента. В любой компании их легко узнать по стремлению использовать каждую новую ситуацию как возможность чему-либо научиться. Они с интересом включаются в новые проекты и заражают своей активностью других. Эти люди как бы аккумулируют в себе жажду знаний, новизны личного опыта, и зачастую это очень полезно. В следующей статье мы продолжим разговор о моделях жизни и рассмотрим “жизнь-творчество” и “жизнь - трату времени”.

Марина Мелия

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru