error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='2347',showed='1',date=NOW(),ip='3.135.219.153',sess='o659d2l7g3tn5m3rc70e9bcv66',url='http://mainjob.ru/publications/?view=2347'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Мы смотрим, на нас смотрят... | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Мы смотрим, на нас смотрят...


Юрий Фомин
Источник: Elitarium.ru

В обычной жизни мы часто используем такие фразы: «глаза бегают», «многообещающий взгляд», «странно поблескивающие глаза», «стрелять глазами», «сглазить». Глаза называют «зеркало души», «окно в мир», «вывернутый

В обычной жизни мы часто используем такие фразы: «глаза бегают», «многообещающий взгляд», «странно поблескивающие глаза», «стрелять глазами», «сглазить». Глаза называют «зеркало души», «окно в мир», «вывернутый наизнанку мозг». Самого человека иногда называют «глазастое животное», подчеркивая, что именно через зрение он получает большую часть информации из окружающего мира.

Обычно под контактом глаз понимается обмен взглядами, время фиксации взгляда на партнере и направление взгляда. На развитие контакта глаз влияет множество факторов: пол, возраст, личностные особенности, степень знакомства партнеров, система отношений между ними, ситуация общения и др.

Контакт глаз является наиболее тонким показателем складывающихся между людьми взаимоотношений. Известно, что ребенок уже с 5—7 недель сосредоточивается на материнском взгляде и вскоре активно начинает требовать зрительного контакта, если мать не смотрит на него. Есть основания полагать, что особенности развития контакта глаз в детско-материнских отношениях, особенно дефицит позитивного контакта, становятся источником различных переживаний, могут формировать агрессивную направленность в общении.

Психотерапевты, ведущие тренинговые группы, часто сталкиваются с тем, что их участники не могут смотреть в глаза другого, избегают контакта глаз.

Одна из причин этого заключается в следующем: человек опасается, что другой «прочитает» в его глазах истинные намерения, возможно агрессивные, поэтому он «запрещает» себе смотреть в глаза другому.

В качестве критериев анализа контакта глаз рассматриваются:

-пространственные характеристики - прямой взгляд (интерес, уважение, открытая позиция, уверенность, готовность к контакту); взгляд, направленный вдаль (задумчивость, сосредоточенность, сомнение, колебание); взгляд, направленный «сквозь партнера» (подчеркнутое неуважение, возможная агрессивная реакция); взгляд, направленный мимо партнера (эгоцентризм, нацеленность на себя); взгляд «сбоку» (скепсис, цинизм, недоверие, озабоченность); взгляд снизу, «исподлобья» (агрессивность, доходящая до готовности к нападению или защите; при наклоненной голове и напряженной согнутой спине — подчиненность, покорность); взгляд сверху вниз (чувство превосходства, гордость, высокомерие, презрение); твердый взгляд (уверенность в себе); жесткий взгляд (скрытность, агрессивность, иногда бесцеремонность, недоверие);

- степень интенсивности свидетельствует о выраженности интереса к партнеру (пристальный взгляд, бросить взгляд, скользнуть взглядом);

- временные параметры смотрения друг на друга (частота контакта, длительность контакта).

Более всего изучен контакт глаз, связанный с характером взаимодействия и темой разговора.

Установлено, что говорящий смотрит на слушающего в конце каждой реплики и в опорных пунктах сообщения, а слушающий на говорящего, осуществляя таким образом информационный поиск и сообщая собеседнику, что готов слушать.

Для понимания характера отношений между партнерами значим анализ не столько основных параметров контакта глаз, сколько их изменений в определенные моменты общения: то, насколько часто собеседник смотрит в глаза другому, менее важно, чем то, что он перестает это делать или, наоборот, начинает.

При нормальном развитии отношений люди смотрят друг на друга от 30 до 60% всего периода общения. Если два человека во время делового разговора смотрят друг на друга больше 60% времени, то они, скорее всего, больше заинтересованы в личности партнера, чем в предмете контакта. При позитивном развитии отношений партнеры смотрят друг на друга дольше и чаще тогда, когда слушают, а не тогда, когда говорят. В том случае, если отношения приобретают агрессивный характер, то частота и интенсивность взглядов резко увеличиваются.

Контакт глаз нарастает также с увеличением дистанции между общающимися: люди склонны смотреть на говорящего больше тогда, когда он находится на некотором расстоянии. Существенное влияние на взаимосвязь временных параметров контакта глаз и дистанции общения оказывают пол и возраст партнеров. Если у мужчин контакт глаз увеличивается с ростом дистанции, то у женщин эта взаимосвязь не столь прямолинейна: самый интенсивный контакт наблюдается в том случае, когда партнеры находятся на расстоянии 15 см; средний - при 60 см, наименьший - при 3 м. Некоторые авторы склонны считать, что большое расстояние между партнерами блокирует необходимый для женщин уровень влияния и поэтому они просто уходят от взаимодействия.

Контакт глаз значимо связан с различиями в статусе общающихся: контакт глаз находится на среднем уровне с адресатом очень высокого статуса, достигает максимума при умеренно высоком статусе адресата и снижается до минимума при низком статусе адресата. Если взгляды участников взаимодействия обращены к какому-либо одному человеку, то это говорит о его явной лидерской позиции в группе.

В деловом общении визуальный контакт помогает говорящему почувствовать, что он общается с партнером, а не говорит в пространство. Взгляд на говорящего не только выражает заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что говорит собеседник. При деловом взаимодействии желательно, чтобы как говорящий, так и слушающий смотрели в глаза друг другу не более 10 с перед началом разговора или после того, как произнесены первые несколько фраз. Кроме того, партнерам нужно стремиться к тому, чтобы глаза время от времени встречались с глазами собеседника. Приблизительно за 2 сек. до окончания своей речи говорящий увеличивает процент взглядов на слушающего, за 0,25 сек. этот процент все более возрастает, а по завершении речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь ваша очередь».

Весьма просто поддерживать визуальный контакт при обсуждении приятной темы. Если тема неприятна или запутана, настойчивый взгляд вызывает возмущение и воспринимается как вмешательство в личные переживания. Пристальный взгляд препятствует позитивным контактам, часто воспринимается как признак враждебности. По этой причине люди обычно избегают визуального контакта в ситуациях спора, конфликта, соперничества, ибо этот контакт может быть понят как выражение негативной оценки партнера. Стремление отворачиваться в этих ситуациях особенно характерно для женщин.

Людям свойственно реже смотреть в глаза человека, который смущает их бестактными вопросами, нескромными замечаниями, попыткой вторгнуться в личную жизнь. Интересно, что в процессе конфликтных взаимоотношений люди склонны реже наказывать тех, кто более пристально на них смотрит. В то же время не рекомендуется смотреть в глаза человеку, когда он излагает неприятные, но эмоционально значимые лично для него факты. В таком случае отказ от прямого визуального контакта воспринимается как выражение понимания эмоционального состояния собеседника.

Частота, длительность и «пристальность» прямого взгляда в глаза собеседника определяются также индивидуальными особенностями. Они проявляются прежде всего в том, что женщины смотрят на других людей в среднем дольше, чем мужчины, причем контакт глаз женщины с партнером-женщиной гораздо дольше, чем с партнером-мужчиной. Мужчины дольше смотрят в глаза партнерам-мужчинам, чем женщинам. Различия проявляются и в другом: в процессе общения женщины гораздо дольше смотрят на тех, кому они симпатизируют, а мужчины - на тех, кто им симпатизирует.

Длительность взгляда зависит и от таких индивидуальных особенностей, как степень общительности и абстрактности мышления. В целом общительные, открытые, ориентированные на других люди смотрят на собеседников пристальнее и дольше, чем замкнутые, направленные на себя. Те, кто мыслит более абстрактно, отвлеченно, смотрят на партнера дольше, чем те, кто мыслит конкретными образами.

Кросскультурные различия также влияют на длительность взгляда. Так, у многих народов мира существуют «культурные запреты» на контакт глаз, на пристальное и долгое смотрение. Например, японцы во время поездок в общественном транспорте прикрывают глаза, демонстрируя особую деликатность в отношении других пассажиров. У народов Северного Кавказа также существуют ограничения на контакты глаз: такие табу имеют отношение к женщинам, общающимся с партнерами-мужчинами, и к мужчинам во время их взаимодействия со старшими по возрасту. При этом отмечается сходство между такими показателями проксемики, как контакт глаз и пространственная близость: в культурах, где предпочитается пространственная близость, также предпочитается и более выраженный контакт глаз. Так, арабы в сравнении с североамериканцами не только выбирают более близкое месторасположение, но и больше контактируют глазами, чаще касаются друг друга и громче разговаривают.

Контакт глаз связан с определенными видами отношений к партнеру:

«дистанция» - позитивный полюс («включенность» в контакт, отношения привязанности, заинтересованности, принятия, чему соответствует интенсивный визуальный контакт, подчиняющийся правилам в соответствии с ролью коммуникатора и слушателя); негативный полюс («выключенность» из контакта, отстраненность, автономность, отчужденность отношений, выраженные нечастым, неинтенсивным или полностью отсутствующим контактом глаз);

«позиция» - полюс «контроля» (доминирование, власть, подавление, чему соответствуют интенсивность и продолжительность смотрения на партнера, особенно в моменты активной коммуникации); полюс «подчинения» (покорность, неуверенность с характерным «свернутым» контактом глаз, частичным и быстрым поглядыванием на партнера, а также достаточно настойчивым поиском взгляда партнера);

«валентность» - позитивный полюс (отношения эмоциональной близости, доброжелательности, симпатии, сопровождающиеся теплым, ласковым взглядом); отрицательный полюс («эмоциональная холодность», подозрительность, неприязнь, выраженные пристальным, жестким, холодным взглядом).

Таким образом, каждый компонент невербальной коммуникации можно рассматривать как определенный код. Всякая информация должна кодироваться, причем так, чтобы система кодирования и декодирования была известна всем участникам коммуникативного процесса. Но в случае невербальной коммуникации следует определить, какие ее компоненты можно считать кодом. И если партнеры не прибегают к одинаковому кодированию и декодированию информации, то никакой смысловой добавки к вербальной коммуникации невербальная не даст.

Тем не менее системы невербальной коммуникации играют большую вспомогательную, а иногда и самостоятельную роль в коммуникативном процессе. Они способны как усиливать, так и ослаблять вербальное воздействие, выявлять истинные намерения участников.

Юрий Фомин

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru