error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='221',showed='1',date=NOW(),ip='3.149.24.143',sess='ilerqslh72r7fsu87v3pgmp0l4',url='http://mainjob.ru/publications/?view=221'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Школа для самоучек | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Школа для самоучек


Юлия Ипатова
Источник: Секрет фирмы

 Специализированные учебные программы для предпринимателей помогают создать или улучшить свою компанию, составить грамотный бизнес-план или скорректировать стратегию развития. В отличие от дорогостоящих программ

 Специализированные учебные программы для предпринимателей помогают создать или улучшить свою компанию, составить грамотный бизнес-план или скорректировать стратегию развития. В отличие от дорогостоящих программ типа MBA, в Москве некоторые «предпринимательские» курсы вообще бесплатные.

 Последние 20–30 лет бизнес-школы западных стран оказывают предпринимателям активную поддержку. С этой целью было разработано множество образовательных программ. Некоторые школы стали своего рода бизнес-инкубаторами – организациями, которые бесплатно предоставляют начинающим коммерсантам различные услуги (секретарские, консалтинговые и юридические). Кроме того, они сдают им в аренду офисные помещения, обучают персонал и помогают в поиске инвестиций. Слушатели, предложившие наиболее удачные бизнес-идеи, могут рассчитывать на спонсорскую поддержку из фондов бывших выпускников и прочих резервов.

В США широко известны программы «10К» и «50К». В них участвуют авторы перспективных коммерческих проектов. Под бизнес-план они получают от школ беспроцентные ссуды в размере $10–50 тыс., а в процессе обучения реализуют свои идеи под присмотром преподавателей. Обычно кредит возвращается по мере развития бизнеса. В западных бизнес-школах уровня Columbia, Stern или Sloan подобные проекты очень часто приносят слушателям неплохую прибыль.

В России предпринимательских программ не так много. А те, что есть, еще не дотягивают до западных технологий обучения – главным образом из-за дефицита средств у организаторов.

 С середины 1990-х годов предпринимателей обучают такие учебные заведения, как Центр «Предпринимательство и малый бизнес» Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) АНХ, Центр предпринимательства «США–Россия». Институт предпринимательства и инвестиций (ИПИ) и Московский Фонд подготовки кадров работают в рамках Межотраслевой программы подготовки управленческих кадров для рыночной экономики под эгидой московского правительства. Обучение может длиться от нескольких дней до одного года. Так, в ИПИ учеба идет две недели, а Центр предпринимательства «США–Россия» проводит однодневные семинары. В ВШМБ есть две годичные программы: «Президентская программа "Менеджмент в малом и среднем бизнесе"», а также «Предприниматель: управление малым и средним бизнесом».

Львиная доля программ организованы при поддержке московского правительства – обучение в них бесплатное. К примеру, дотацию получают Межотраслевая программа, а также ВШМБ в рамках Президентской программы.

Стоимость всех остальных программ в зависимости от продолжительности составляет от $250 до $4000. Если предусмотрены заграничные стажировки (как в Центре «США–Россия»), слушатели оплачивают их отдельно.

 Преподают на программах в основном консультанты и успешные предприниматели. Центр ВШМБ, например, сотрудничает с владельцем рыболовной фирмы из Мурманска и представителем руководства крупного столичного банка.

Коммерсант средней руки. На «предпринимательские» курсы приходят коммерсанты средней руки. Центр «США–Россия» работает исключительно с представителями среднего бизнеса. Виктор Седов, исполнительный директор Центра «США–Россия», считает, что работа с этим сектором экономики дает наибольшую отдачу.

Андрей Колесников, директор Центра ВШМБ, называет участников таких программ «трудягами», способными работать по 17 часов в сутки: «По натуре это настоящие авантюристы, которые вынуждены самостоятельно пробивать себе дорогу и искать незанятые ниши». Как правило, им по 30–35 лет, за плечами пяти-семи летний стаж работы в бизнесе. В ИПИ обучаются люди от 16 до 65 лет с образованием не ниже среднего. Есть даже обладатели кандидатской степени.

 Одна из недавних выпускниц ИПИ Светлана Влезько возглавляет компанию Weekend (организация праздников, оформление залов). Она является частным предпринимателем с двумя высшими образованиями – педагогическим и психологическим. Госпожа Влезько считает, что последние три года работала почти на ощупь. «Мне приходится лично решать многие правовые вопросы, в частности те, что касаются организации бизнеса. На рынке очень мало полезной информации для таких, как я. Большинство статей, книг и экономических теорий рассчитаны на крупные предприятия». На программе Светлана Влезько хотела понять, как лучше развивать свой бизнес и оценить, насколько грамотно она работала в предыдущие годы.

 Впрочем, ко многим слушателям идея по созданию своего дела приходит лишь на занятиях. Ирина Рутковская, заместитель директора ИПИ: «К примеру, один из наших недавних слушателей задумал открыть свое интернет-кафе и в процессе обучения составлял бизнес-план этого предприятия».

 Отбор на программы осуществляется по результатам собеседований. Иногда кандидатов просят написать эссе о своем бизнесе. При этом конкурсы на программы достаточно высокие. Порой на одно место претендуют по 15–20 человек.

Обычно программы представляют собой смесь традиционного обучения и консалтинговых услуг. В ВШМБ прежде чем получить рекомендации по своему бизнесу, слушателям предстоит прослушать учебный цикл, состоящий из полезных для бизнеса дисциплин: стратегического менеджмента, маркетинга, бухучета.

На краткосрочных программах лекционный материал сведен к минимуму. В центре «США–Россия» консультанты сразу переходят к практическим советам по тому, как грамотно работать с инвесторами, как сделать успешную презентацию, с чего начать подачу информации для партнеров.

Методика обучения у организаций, работающих по Межотраслевой программе,– отказ от лекций в их привычном понимании. Ирина Рутковская: «Слушатели приходят к нам за ответами на мучающие их вопросы, а теорию они могут прочитать и в учебнике». Здесь применяется открытая форма обучения. Студенты самостоятельно работают со специальным учебным пособием, выполняя практические задания, напрямую связанные с их бизнесом. Кроме того, они участвуют в семинарах-консультациях.

 Не менее ценный источник информации на любой программе – общение с сокурсниками. Многие интересные идеи рождаются именно в аудитории, во время «мозговых штурмов». К примеру, на занятиях в Центре ВШМБ ведутся дискуссии на самые разные темы начиная с вопроса о целесообразности строительства аквапарка до мер по развитию услуг на рынке IP-телефонии. Один из студентов программы выводил на фармацевтический рынок новый препарат и обсуждал с однокурсниками жизнеспособность выбранной им стратегии.

 Курсы заканчиваются выпускными экзаменами, которые позволяют понять, насколько хорошо был усвоен материал. Денису Родригес-Алонсо, совладельцу и коммерческому директору компании «Инстейл», обучение в Центре ВШМБ дало возможность понять миссию его компании на рынке, а также структурировать свои знания по управленческому учету и маркетингу. «Жаль, что на таких программах не учат тому, как можно быстро "выбить" в Москве хороший участок под автомойку или как самому, не привлекая маркетингового агентства, провести исследование рынка»,– жалуется господин Родригес-Алонсо. По его мнению, на программе хорошо дают стратегию и финансы, а вот с маркетингом не «дотягивают». Андрей Колесников, правда, считает, что на этой программе приоритетным является изучение не маркетинга, а менеджмента.

А вот Светлана Влезько сумела оценить финансовое состояние дел и понять необходимость расширения ассортиментного ряда своей продукции. После обучения она также пересмотрела политику работы с персоналом.

 В Центре «США–Россия» привели пример одного из участников семинаров, который благодаря удачной презентации смог привлечь дополнительные инвестиции под проект. Однако основная цель этого центра – устанавливать более тесные контакты между российским и западным бизнесом. Для этого организуется обмен предпринимателей: так, недавно в США отправились шесть россиян. Виктор Седов: «Владелицу томской детской телестудии мы отправили в аналогичную телекомпанию в Лос-Анджелесе. А еще один участник поехал в Силиконовую долину набираться опыта по производству компьютеров».

 Перечисленные учебные заведения занимаются в основном передачей теоретических знаний. Тем временем в России начинают появляться и программы, которые позволяют в процессе обучения реализовать полученные навыки на практике. Например, Центр корпоративного предпринимательства (ЦКП), учредителем которого является Государственный университет – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ).

 ЦКП предлагает программу «1000 предпринимательских кадров», созданную при поддержке Первого национального фонда кадровых инвестиций. Туда обращаются предприниматели, у которых есть бизнес-проект, но нет финансов, кадров и необходимых знаний. Центр набирает на свои программы старшекурсников и недавних выпускников вузов, которые в качестве стажеров участвуют в проектах предпринимателей и вместе с ними решают их проблемы. Результатом такой совместной деятельности вполне может стать создание подразделения компании или даже открытие своего бизнеса.

 Преподаватели Центра предлагают также консультационную помощь, а при необходимости – помещение под офис и финансовую поддержку. Так, участники этой программы могут получить целевой кредит Сбербанка без залога под поручительство предпринимателя. Деньги выдаются под 19% годовых (в рублях), и вернуть заем нужно в течение трех лет. По мнению руководителя проектов ЦКП Льва Третьякова, даже для слушателей из регионов с относительно невысокими доходами это вполне приемлемо: ежемесячно нужно отдавать не более $120–140.

Стажеры и предприниматели обсуждают стратегию и дальнейший план своей работы во время учебных сессий – они продолжаются неделю и проходят с интервалом в три месяца. На сессиях участники программы разрабатывают бизнес-планы, которые получают экспертную оценку специалистов, и просчитывают все риски. В рамках сессии стажерам и предпринимателям предстоит прослушать курс лекций по финансовым и другим экономическим дисциплинам.

Предприниматели, которые во время программы находят общий язык со своими стажерами, часто приглашают их на постоянную работу. Лев Третьяков, в прошлом выпускник ЦКП, рассказывает, как их стажеры участвовали в создании подразделения «Группы МДМ». А Александр Иванов, бывший стажер ЦКП, после программы вошел в правление консалтинговой группы компаний «Минфин».

ЦКП отдает предпочтение «амбициозным карьеристам», мечтающим о собственном деле. Эта категория людей легко обучаема и восприимчива к новым идеям. Елена Яковлева, исполнительный директор ЦКП: «К нам могут приходить все желающие, но принимаем мы только самых достойных – тех, кто успешно проходит наше тестирование». Многие стажеры через полтора-два года возвращаются в ЦКП уже зрелыми предпринимателями, в свою очередь предлагая на реализацию новые проекты и набирая под них стажеров.

                                                                                                                             Юлия Ипатова 

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru