error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='186',showed='1',date=NOW(),ip='18.217.224.165',sess='k12498arhn61clrd2f6lv5lib5',url='http://mainjob.ru/publications/?view=186'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Харизмой по бизнесу | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Харизмой по бизнесу


Филипп Колесник
Источник: Секрет фирмы

 Сотрудники некоторых компаний хорошо работают не потому, что им за это хорошо платят. Более важным стимулом для них является уважение и даже любовь к начальнику. Но чтобы люди работали за одну улыбку менеджера, в

 Сотрудники некоторых компаний хорошо работают не потому, что им за это хорошо платят. Более важным стимулом для них является уважение и даже любовь к начальнику. Но чтобы люди работали за одну улыбку менеджера, в компании должна функционировать система харизматического управления, считает бизнес-тренер и глава компании «Камео» Антон Калабин.

 СЕКРЕТ ФИРМЫ: Все способы управления вы сводите к двум кардинально отличающимся друг от друга типам: харизматическому и административному...

 АНТОН КАЛАБИН: Да, это так. При административном управлении руководитель стремится к тому, чтобы дать всем своим сотрудникам детальные инструкции и установить жесткий контроль за их выполнением. Не доверяя подчиненным, такой управленец сам участвует в решении большинства задач, стоящих перед компанией. Что очень важно, в этом случае главным мотивирующим фактором является материальное поощрение: денежные бонусы, премии и т. п. Например, прораб дает подробное указание рабочим – канаву какой глубины нужно вырыть для укладки труб,– обещая самому быстрому премию. Затем он следит за работой каждого из работников и часто вмешивается в процесс: увольняет неумелых и сам берет в руки лопату. Это типичный случай административного управления.

СФ: А в чем особенности харизматического управления?

АК: Подчиненные самостоятельно ищут пути решения задач, которые формулируются начальником в самом общем виде. «Здесь должна быть канава для труб»,– говорит прораб, и работники сами определяют, какой глубины. Начальник не стоит у подчиненных над душой, а, например, договаривается с главным подрядчиком о будущих работах в другом районе или ищет дополнительных рабочих. Если его подчиненные новички, некоторое время он обучает их, делится с ними своим опытом. Но самое главное отличие этого типа управления от административного в том, что харизматический руководитель тотально не контролирует сотрудников и, как это ни парадоксально, не поощряет их материально. И при этом подчиненные работают хорошо – из чувства уважения или любви к своему лидеру. Я уверен, что харизматический тип управления – это единственный эффективный способ руководить своим бизнесом, да и, наверное, вообще людьми.

СФ: Почему?

АК: «Администратор» вникает в детали рабочего процесса, по возможности следит за деятельностью всех сотрудников, но такой тотальный контроль – это хлопотное и вредное управленческое решение. А системы материального поощрения персонала могут вас разорить. Фирмы с административным стилем руководства часто терпят убытки еще и по другой причине. Начальники в них часто берут на себя функции исполнителей, но управленец далеко не всегда может, например, разработать дизайн для новой упаковки или продать потенциальному клиенту товар. Преимущество «харизматического управления» в том, что для многих руководителей это возможность избавиться от исполнительских функций, заняться стратегией развития и ее воплощением, то есть стать руководителем в прямом смысле этого слова. И как я уже говорил, при харизматическом управлении вы не тратите лишних денег и сил на мотивацию сотрудников. Вам достаточно похвалить работника, и его производительность повысится.

СФ: То есть чтобы подчиненный начал перевыполнять план от одной вашей улыбки, необходимо лишь обладать таким качеством, как харизма?

АК: Да. Существует множество определений этого понятия. И в общем виде все они сводятся к тому, что харизма – это умение убеждать окружающих в своем превосходстве так, чтобы вас полюбили и безоговорочно признали лидером. Я придерживаюсь того мнения, что обычно такие чувства у нас вызывает человек сильный, мудрый, мужественный, справедливый, строгий и т. п. Согласитесь, эти качества ассоциируются с образом отца. На мой взгляд, харизма – это способность человека соответствовать обобщенному образу отца.

 СФ: Но эти качества даются человеку от природы. Выходит, харизматическим управленцем нужно родиться?

АК: Совершенно неверно. В том-то все и дело, что харизматическое управление – это не какой-то дар, а искусство, то есть ему можно научиться. Суть этого искусства в том, чтобы не быть харизматиком, а производить такое впечатление. Причем харизматический руководитель может даже не обладать профильными знаниями. Его цель – собрать вокруг себя преданную ему команду специалистов, и как раз для этого он использует свою «репутацию отца».

СФ: Может ли в таком случае женщина стать харизматическим руководителем?

АК: Мне кажется, женщины не ассоциируются с покровителями, защитниками и проч. Поэтому женщин среди руководителей меньше, чем мужчин. Кроме того, часто начальницы либо управляют женским коллективом, либо, если их подчиненные – мужчины, стараются быть похожими на мужчин. Женщина может стать харизматическим руководителем, и для этого ей необходимо уподобиться мужчине. Я могу назвать некоторые элементарные вещи, которые уподобляют женщину харизматическому руководителю: короткая стрижка, сильный голос, деловой костюм, курение, умение пить «по-мужски», вождение автомобиля, использование бранных слов, и т. п. «Главное, что можно подарить сотруднику,– это власть»

СФ: Что нужно делать, чтобы стать харизматическим руководителем?

АК: В первую очередь следует помнить, что успех управленца зависит от его непосредственных подчиненных, так называемого ближнего круга. Если речь идет о главе компании, то его ближним кругом будут топ-менеджеры: коммерческий директор, главный бухгалтер, начальники отделов. При помощи именно этих людей осуществляет управление эффективный начальник, они же являются для него главным источником информации о положении внутри компании и на рынке. Поэтому, чтобы стать харизматическим руководителем, очень важно завоевать уважение и любовь своих прямых подчиненных, стать для них «отцом».

СФ: Какими качествами должны обладать люди из этого ближнего круга?

АК: В первую очередь они должны быть профессионалами в своем деле, а также самостоятельными людьми, которые, при всей своей любви к вам, способны и покритиковать, если вы не правы. Фанатик, конечно, будет бесконечно предан своему кумиру, но он не обладает инициативой, он станет для вас обузой.

СФ: Любого ли человека можно сделать преданным?

АК: Из своего опыта знаю, что нельзя стать «отцом» для людей старшего возраста. И это, по-моему, единственный существенный предел для власти харизматического руководителя.

СФ: С чего начать завоевание любви и уважения ближнего круга?

АК: Первым делом надо почувствовать себя избранным и дать почувствовать это окружающим. Прочитайте очень «умную» книгу, поговорите с известным специалистом в какой-нибудь области. Хорошо также, если у вас есть какие-то привычки, которых нет у подчиненных. Допустим, вы занимаетесь боевыми искусствами, знаете редкие языки или, в конце концов, пьете очень дорогие спиртные напитки. Еще один действенный способ – учеба, например стажировка за рубежом. Чем больше необыкновенных качеств, которыми вы обладаете, тем лучше.

СФ: Но, наверное, чтобы стать харизматиком, мало быть просто необыкновенным человеком?

АК: Да, исключительность – это только первый шаг. Чтобы действительно стать «отцом» для своих сотрудников, нужно проявить соответствующие качества. У «отца» масса достоинств, но все они сводятся к двум главным: это даритель и защитник. Другими словами, руководитель должен обеспечивать сотрудников ресурсами и постоянно их поощрять, а в случае надобности становиться для них покровителем.

 СФ: О каких ресурсах речь?

АК: В первую очередь о деньгах. И я даже не говорю о том, насколько важно вовремя выделять операционные средства для решения тех или иных задач компании. Тут я имею в виду только зарплату сотрудников: вы не станете харизматиком, если у людей не будет большого и твердого оклада. А вот, например, непостоянные проценты с продаж – это даже вредно. В таком случае заработок подчиненного во многом зависит от него самого, а должен зависеть от «отца»-начальника. Но самое главное, что может подарить руководитель сотруднику,– это власть. То есть руководитель не решает, как именно поставленные им задачи будут выполняться. И кроме того, он предоставляет своим прямым подчиненным исключительное право нанимать и увольнять собственных подчиненных. А если вы, например, директор компании, не пытайтесь влиять на работу менеджеров по продажам в обход их непосредственного начальника. Иначе топ-менеджер будет ущемлен в своих правах, и уровень вашей харизмы для него существенно снизится. Основной секрет харизматического управления в том, что чем выше позиция руководителя, тем больше власти он должен отдавать.

 СФ: Каким образом руководитель должен поощрять сотрудников?

АК: Поощрять нужно морально, оказывая знаки внимания, и чтобы другие подчиненные это видели. Таким знаком может быть улыбка начальника, его рукопожатие, награждение сотрудника грамотой и т. п.

СФ: А если сотрудник не справился, наказать его надо тоже при всех?

АК: Нет, нельзя выражать свое неудовольствие по поводу его работы демонстративно. Настоящий отец никогда не стыдит своих детей в присутствии других. Наказание здесь должно быть обратно похвале и происходит, когда поблизости нет коллег. Например, если харизматический руководитель принимает в своем кабинете провинившегося исполнителя, ему достаточно не улыбнуться, не подать руку первым и т. д. И что бы ни говорили, я считаю, «опальный сотрудник» в большинстве случаев будет из кожи вон лезть, чтобы вернуть расположение своего руководителя. Хотя я уверен, что даже такого рода наказание – это крайняя мера. Если подчиненный совершил ошибку, намного полезней морально поддержать его. Как можно наказывать того, кто старается ради вас? Если же вам окончательно ясно, что сотрудник некомпетентен или не решил свою задачу умышленно, чтобы навредить вам, то, конечно, следует подумать о его замене.

СФ: Вы говорили о том, что харизматическому начальнику необходимо быть еще и покровителем для своих сотрудников. В чем это должно проявляться?

АК: Пока человек является вашим подчиненным, нужно дать ему понять, что он под вашей опекой, что он может быть уверен в своих действиях. Если, например, какой-нибудь контрагент плохо отзывается о работе сотрудника, харизматический руководитель берет удар на себя (это, мол, ошибка компании, это я дал ему неверные указания). Но, конечно, если ошибки сотрудника повторяются систематически, так что даже коллеги считают его некомпетентным, с ним лучше расстаться. Ваша опека над подчиненным может также проявиться в выдаче ему медицинского полиса, предоставлении кредита и прочих «благ». Кроме того, во многих компаниях есть юрист – пусть его услугами пользуются ваши работники. «Многие начальники испытывают серьезные трудности в руководстве»

СФ: Если харизма так сильно зависит от отношений с ближним кругом, то значит, начальник может не заботиться о своей «репутации отца» среди прочих сотрудников?

АК: Нет, в идеале уважать, любить и верить в своего начальника должны все люди в компании. Послушание и рвение рядовых сотрудников не может держаться только лишь на их любви к руководителям отделов. Их должна окрылять большая идея, олицетворением которой является глава компании. Кроме того, рядовые сотрудники – это резерв, из которого вы в любой момент можете сформировать свой новый ближний круг.

СФ: И как же завоевать внимание работников низшего звена?

АК: Первый способ – оказывать всем людям в компании те же знаки внимания, какие вы оказываете членам ближнего круга. Или, например, для всех сделать доступными юридические консультации. Однако если компания большая, то влияние вашей харизмы на рядовых сотрудников будет зависеть от топ-менеджеров. Ведь часто это единственные люди в фирме, с которыми общается ее глава. И если они преданны и зависят от вас, то автоматически будут внушать своим подчиненным мнение, что вы герой, спаситель и всем отец. Чтобы ваш ближний круг укреплял вашу харизму в компании, не мешает посвятить его членов в свои планы, рассказать им о харизматическом способе управления. Вы дадите им понять, что они избранные. Это польстит их самолюбию. В итоге они сами начнут внедрять эффективную систему управления в своих отделах.

 СФ: Честно говоря, мне трудно представить такого харизматического управленца, как вы описали, в действительности. Ведь начальник может не выдержать и сам принять участие в решении задачи, может сорваться и отругать подчиненного в присутствии других и т. п. АК: Да, в жизни вы, конечно, не встретите харизматическую систему управления в чистом виде, как, впрочем, не встретите и «административную». Но ясно, что во всех компаниях используют их отдельные элементы. Многие начальники вроде бы все это знают, но испытывают серьезные трудности в руководстве. Поэтому модели этих двух типов управления очень полезны: одна из них показывает, как руководить нельзя, а другая является идеалом, к которому необходимо стремиться.

                                                                                                                           Филипп Колесник

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru