error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='168',showed='1',date=NOW(),ip='18.223.209.129',sess='lc98en0pmrt79981u32masd2s3',url='http://mainjob.ru/publications/?view=168'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
МВА - взлёт или посадка? | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

МВА - взлёт или посадка?


Александр Калачёв
Источник: Элитный персонал

Тема МВА неисчерпаема. Наверное, потому что никто у нас в полной мере не может оценить перспективы развития этого направления обучения в России, но всем безумно интересно. А еще это рынок, на котором ежегодно вращаются

Тема МВА неисчерпаема. Наверное, потому что никто у нас в полной мере не может оценить перспективы развития этого направления обучения в России, но всем безумно интересно. А еще это рынок, на котором ежегодно вращаются миллионы долларов. Обучение на программе МВА мирового уровня стоит примерно столько же, сколько хорошая квартира в центре Москвы. Только деньги эти утекают от нас за границу...

Обидно, конечно. Однако всему есть свое объяснение. Наши програм­мы очень молоды, самым старым чуть больше десяти лет. Хотелось бы напомнить, что за десятилетие социа­листических реформ мы сумели постро­ить Магнитку и электрифицировать полстраны. Значит, время - не самый главный фактор. Еще у нас была плано­вая экономика, а сейчас - рыночная. Где набираться капиталистического опыта? Менеджмент, маркетинг, част­ная собственность - все для нас внове. Вот и кажется, что нужно подождать, пока экономика окрепнет, народ подна­копит денег, тогда и бизнес-обучение в России расцветет пышным цветом. Но не все так просто...

Долгое время мы жили в условиях тота­литарного общества, в котором многие недостатки системы скрывались за счет соответствующего воспитания и пропа­ганды. В итоге мы выработали стойкий иммунитет к разного рода идеологичес­ким посылам. Присмотревшись к запад­ному опыту, мы решили, что секрет их благополучия кроется в том, что все регу­лирует рынок. Но это не совсем правда, Запад идеологизирован не меньше, чем наша страна некоторое время назад. Про­сто это идеология другого рода. Протес­тантский лозунг «работай, и тебе воздает­ся сторицей» пронизывает все сферы, скажем, американского общества. Безус­ловно, воспитание человека не является прямой задачей бизнес-школы, но без учета этого давать какое-либо образование просто бесполезно.

 И именно этого компонента, наверное, не хватает отечественному бизнес-обра­зованию. Ведь всемирно известные аме­риканские программы МВА - это не толь­ко, и даже не столько образовательные учреждения, сколько своеобразные клу­бы преуспевающих менеджеров. Там не просто дают знания, там воспитывают людей особого склада. Мало быть просто очкариком-отличником, нужно еще пони­мать, зачем ты учишься, чего ты ждешь от жизни, строить долгосрочные перспек­тивные планы.

 Многие выпускники западных бизнес-школ привозят удивительные впечатле­ния от заграничных поездок. Они неред­ко рассказывают о том, насколько пара­доксально ведут себя профессора, выс­тупая не в роли наставника, ментора, а в качестве тонкого фасилитатора и психо­лога, заставляя аудиторию активизиро­ваться, спорить, обсуждать. Во время та­ких акций студенческий коллектив спла­чивается, начинает по-новому восприни­мать действительность, ощущает прилив творческой энергии. «Работай, тебе воз­дается» - и учащиеся встают в семь утра, а ложатся за полночь. И все это сопро­вождается бесконечными презентация­ми ведущих компаний и различными промо-акциями. Не удивительно, что после такой накачки у новоявленных магистров бизнеса глаза светятся каким-то особен­ным блеском.

Но это в Америке. У нас составители программ размышляют над тем, как насы­тить обучение новыми предметами и дать в качестве бонуса сверхурочные пять ча­сов маркетинга...

Студенты. Один из самых больных вопросов. Ведь обучение в бизнес-школе - это не просто лекции, семинары и курсовые работы. Это еще и обучение в группе, когда сту­денты из разных стран, с различным опы­том делятся друг с другом знаниями. И неизвестно, что более ценно.

Самая дорогая отечественная программа Executive MBA «Стратегическое управление» ИБДА стоит $13 900. У нас, к сожалению, желающих учиться не так уж и много, поэтому школы зачас­тую берут подряд всех, кто готов выло­жить определенную сумму в рублях или долларах. Преподаватели сами понима­ют, что такое положение не способствует качественному течению образовательно­го процесса, но поделать ничего не могут. Без притока капитала школы обречены.

На Западе, в той же Америке, помимо сдачи GMAT и TOEFL от абитуриента тре­буется еще написать эссе. Что-то вроде: «Почему я люблю Гарвард» или «Какой случай из моей бизнес-практики запом­нился мне больше всего». И большее ко­личество баллов получает не тот, кто на­писал без ошибок, а тот, кто продемонст­рировал творческий подход к предложен­ной задаче. По сути, это что-то близкое к артистическим конкурсам в наши теат­ральные вузы. В некоторых школах смот­рят также на моральные качества буду­щих студентов, одержимые исключи­тельно одной жаждой наживы могут не пройти.

При поступлении в Высшую школу бизнеса МГУ им, М.В. Ломоносова абитуриент должен сдать письменный экзамен по экономике и менедж­менту и написать эссе. Существует вступитель­ное испытание и в Институте бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ. Знания иностранного языка потребуют от посту­пающих в Высшую школу бизнеса и менеджмен­та. Английский, математика и логика-предметы испытания для желающих учиться в Стокгольм­ской школе экономики (Санкт-Петербург). Во всех остальных случаях процедура приема огра­ничивается тестированием или собеседованием.

На всем протяжении учебы школа забо­тится о своих студентах; одним из базо­вых вопросов при составлении ежегодно­го рейтинга является вопрос, адресован­ный студентам, - хорошо ли за ними сле­дят. Но и даже по истечении положенных двух лет (в Европе, как правило, полутора лет) школа не забывает про выпускника. Для этого при каждой школе функциони­руют ассоциации выпускников, поддерживающие отношения между разными по­колениями и помогающие в трудоустрой­стве. В России долгое время подобные организации воспринимались как ненуж­ная обуза.

 Ассоциации выпускников существуют в ИБДА, ВШМБ, программе МВА Кингстонского универ­ситета (все - при АНХ), ИЭФ «Синергия», МИМ ЛИНК. При ГУУ действует Клуб молодых менед­жеров и предпринимателей. Классическая биз­нес-школа формально не имеет организации, однако регулярно несколько раз в год проводит встречи выпускников.

Наконец, нужно сказать, что обучение по программам МВА - это обучение для взрос­лых. И взрослость студента определяется не датой рождения, зафиксированной в паспорте, а наличием у него мировоззрения и серьезного отношения к учебе. Когда че­ловек посещает занятия, чтобы «прихва­тить» лишнюю корочку, полагая, что она се­рьезно продвинет его по служебной лестни­це, - это затянувшаяся юность...

Программы, форма обучения, преподаватели. Составление программ - отдельная тема. Пока мы во многом ориентируемся на западные образцы. Естественно, чу­жой опыт не может на все сто процентов соответствовать потребностям российс­кого менеджмента. Однако в этой области в последнее время есть существенный прогресс. Кроме того, российские школы привыкли существовать в динамично из­меняющейся среде, что является даже не­которым преимуществом перед загранич­ными коллегами.

И все-таки есть много «но». Во-первых, очень важно, кто читает тот или иной курс. Это должен быть человек с собственным бизнес-опытом, даром педагога (причем педагога, умеющего работать с взрослой аудиторией), навыками психолога, анали­тическими способностями и хорошей ре­акцией. Мало ли какой вопрос вздумается задать слушателю, а на него нужно суметь отреагировать быстро и компетентно.

 Международную аккредитацию имеют про­граммы ВКШ, ВШМБ, МВА-программа Кинг-стонского университета при АНХ, МИМ ЛИНК, МИРБИС, Московский университет ТУРО, ИЭФ «Синергия», Российско-немецкая высшая шко­ла управления при АНХ, Стокгольмская школа экономики (Санкт-Петербург). Высшая школа бизнеса МГУ декларирует 100% общего числа преподавателей, имеющих опыт работы в бизнесе; Международная академия бизнеса ~ 85%, Высшая школа финансового менеджмента (при АНХ) - около 70%, ИБДА - свыше 60%.

 Так что качество отечественных про­грамм и преподавания пока не вызывает большого оптимизма. Кстати, есть одна важная деталь, сдерживающая свобод­ное развитие программ МВА. Дело в том, что у нас, как правило, качество диплома гарантируется государством, а это значит, что министерство образова­ния спускает бизнес-школам определен­ные нормативы и распоряжения. Что на­зывается, плановая экономика в дей­ствии. Помогает ли это развитию биз­нес-образования? Отчасти да, по край­ней мере, пресекаются попытки профа­нации в этой области. Но с другой сторо­ны, не особо и способствует, так как при­ходится подгонять нормативы по коли­честву часов и предметов к стандарт­ным. Поэтому все развивается предска­зуемо и не очень быстро.

К сожалению, преобладающее боль­шинство отечественных программ МВА вечерние. А вот в Америке, наоборот, только дневная форма считается по-на­стоящему полноценной. И что удивительно, загруженные, работой в российс­ких компаниях менеджеры, наотрез от­казывающиеся у нас учиться днем, ка­ким-то странным образом находят время (и деньги), чтобы приехать в США и два года только посещать занятия...

 Ситуация с отечественным бизнес-об­разованием складывается непростая. Оно прочно заняло сегодня нишу недо­рогих программ, рассчитанных на мел­ких предпринимателей и средних ме­неджеров. Большинство школ продол­жают испытывать дефицит в слушате­лях и опытных преподавателях. Однако ситуация не кажется безнадежной. На­оборот, в последнее время - опросы это показывают - в менеджерской среде существенно вырос индекс доверия к программам МВА. Многие из тех, кто два-три года назад полагался только на собственный опыт и коммерческое чу­тье, начинают осознавать, что без до­полнительного обучения они уже завтра начнут проигрывать конкурентную борьбу. А это означает существенную перемену отношения потенциальных слушателей и, как следствие, увеличе­ние поданных заявлений в бизнес-шко­лы отечественного образца.

 Весной этого года завершился экспе­римент по внедрению российской про­граммы МВА. Результаты этого экспе­римента признаны успешными (что было официально объявлено предста­вителями Российской ассоциации биз­нес-образования и министерства обра­зования), а это вселяет надежду в ско­рое и эффективное внедрение МВА в широкие массы.

Наконец, можно с уверенностью ска­зать, что сложился пул из 3-4 отече­ственных школ, негласно признанных менеджерским сообществом лидерами. Названия этих школ постоянно мелька­ют во всевозможных форумах, чатах и Интернет-конференциях, где выпускни­ки отвечают своим менее опытным то­варищам на злободневный вопрос: «Где получать диплом магистра бизне­са?» В России, как известно, медленно запрягают, да быстро ездят. Нужно только перестать искать причины не­удач во внешних факторах, засучить рукава и...

Впрочем, будущее покажет.

                                                                                                            Александр КАЛАЧЕВ

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru