error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='150',showed='1',date=NOW(),ip='18.227.0.57',sess='qdum9696feb04tjnnrh2bnuoq5',url='http://mainjob.ru/publications/?view=150'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Помнить всё - или забыть? | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Помнить всё - или забыть?



Источник: Элитный персонал

 Такое случалось с каждым - информация, полученная во время важной встречи, нужный номер телефона или фамилия делового партнера как будто ускользают из памяти. Почему иногда бывает трудно удержать в голове даже

 Такое случалось с каждым - информация, полученная во время важной встречи, нужный номер телефона или фамилия делового партнера как будто ускользают из памяти. Почему иногда бывает трудно удержать в голове даже самые важные сведения?

Об этом мы беседуем с психологом-консультантом компании «ММ-Класс» Всеволодом МАКСАКОВЫМ.

- Многие склонны связывать ухудше­ние памяти с перегруженностью...

 - Самый простой случай, когда причиной нарушения памяти являются переутомле­ние и стресс. Бывает, что успешный биз­несмен начинает замечать, что забывает важные факты, лица... Когда задаешь воп­рос о распорядке дня этого человека, то обнаруживается, что он практически не от­дыхает, в полноценном отпуске был три года назад. К сожалению, человеческая память не бездонна и порой нам не хватает энергетического ресурса, чтобы удержи­вать в сознании все важные факты.

 - Но если после отдыха память не улучшилась, в чем искать причину?

- Бывают и более сложные случаи ухуд­шения памяти, причины которых можно найти в деятельности психики. В некото­рых жизненных ситуациях включаются так называемые механизмы психологических защит, которые позволяют человеку со­хранять свою самооценку, справляться с тревогой...

 Классический пример: менеджер получил нагоняй от босса. Эта ситуация вызвала у него массу неприятных эмоций. Придя до­мой, он сорвал свою злость на жене, она в свою очередь отыгралась на детях, дети -на собаке... Здесь возможна и комичная концовка - собака на улице встретила того самого босса и... укусила его. Что интерес­но, менеджер, получивший нагоняй, не связывает свой срыв в семье с конфликт­ной ситуацией на работе. Он о ней «забыл»! Более того, он вообще предпочтет«забыть» обо всем, что с ней связано, в том числе может вытеснить из своего со­знания важную фактическую информа­цию. В следующий раз, если контакт с ру­ководителем будет также малоприятен, сотрудник снова постарается «забыть» о нем. И если босс во время встречи дал ему задание, то и это задание может быть бла­гополучно забыто... Ситуация возможного конфликта запускает механизм вытесне­ния информации из памяти человека.

После того как механизм применили не­сколько раз, он начинает срабатывать ав­томатически.

 Приведу другой пример. Хирург как бы «не помнит» те ощущения, которые он испытывает, когда оперирует человека. Все-таки надо признать, что одному че­ловеку не очень приятно «резать» другого. Но в данном случае профессионал «забывает» свои естественные челове­ческие эмоции.

 - Что человек забывает «охотнее» -эмоции или фактическую информацию?

- Это во многом зависит от типа личнос­ти. Существует тип людей, которые забы­вают факты, информацию, но прекрасно помнят эмоции, которые испытывали в той или иной ситуации. Вы наверняка слышали, как кто-то говорит о собесед­нике: «Он был как ураган!» Но при этом никакой фактической информации та­кой человек передать не может - не по­мнит ни о чем говорилось, ни тем более конкретных фактов и цифр. Его собесед­ник удивляется через пару часов: «Как же ты не помнишь эти цифры? Мы же обсуж­дали их!» И тут человек начинает грешить на свою память,проходить медицинские обследования, которые, однако, никакого заболевания не обнаруживают.

 - Были ли случаи в Вашей практике, когда конфликтная ситуация на работе стала причиной ухудшения памяти со­трудника?

- Безусловно. Например, заместитель на­чальника отдела одной из московских тор­говых компаний, назовем его Сергей, обра­тился с жалобами на ухудшение памяти.

Молодой человек рассказал, что ему предоставляется возможность через пару месяцев поехать в командировку в англо­говорящую страну. Для того чтобы с уве­ренностью претендовать на эту поездку, он уже полтора месяца занимался английским языком с преподавателем.

 Его жалобы состояли в том, что объем за­поминаемой информации, связанной с изу­чением языка, неуклонно снижался. Сергей даже начал забывать задания, которые по­лучал на дом, чего с ним ранее не случалось. Выяснилось, что рабочий день Сергея фактически продолжался 10 часов (с 10 утра до 8 вечера), после чего он ехал к преподавателю (дорога занимала час) и полтора часа уделял занятию английским (3 раза в неделю). Домой он добирался около 12 часов ночи.

Примерно месяц назад у него возник конфликт с начальником, по рекоменда­ции которого он и выбрал преподавателя английского языка. Шеф также претендо­вал на эту командировку. Наш герой по­чувствовал сначала скрытое выражение неприязни со стороны начальника, а за­тем и открытое недовольство. Как хороший работник и лояльный подчиненный, он старался не замечать негативного от­ношения к себе.

 В приведенном примере мы видим дей­ствие механизма психологической защи­ты вытеснения. Этот механизм использо­вался в связи с конфликтной ситуацией на работе. Кроме того, автоматически при­менялся ко всему, что касалось взаимоот­ношений нашего героя с начальником (в частности - к занятиям с преподавателем, нанятым по протекции шефа).

 Большую роль играли: энергетическая истощенность Сергея, тревожное состоя­ние, связанное с вопросом о его языковой подготовке и конфликтом с начальником.

- И что же было рекомендовано это­му молодому человеку?

- Сергею было рекомендовано, во-первых, выбрать другого преподавателя английского языка. Во-вторых, взять не­сколько отгулов. В-третьих, на период времени до поездки постараться ограни­чить свой рабочий день до формально ус­тановленного (8 часов). И наконец, выход­ные дни посвящать отдыху, не занимаясь даже языком. Молодой человек в дальнейшем не предъявлял жалоб на свою память и отпра­вился в важную для него командировку.

 - Почему осознание того, что невоз­можно удержать в голове мельчайшие подробности, вызывает дискомфорт?

- Предположим, у руководителя в под­чинении было 10 человек, и тогда он мог контролировать все до мелочей. Но со временем его статус повысился, и теперь в его подчинении 1000 сотрудников. Но по-прежнему сохранилось стремление все контролировать.

Потребность в гиперконтроле в данном случае уже несоизмерима с тем количе­ством людей, которые подчиняются топ-менеджеру. Развивается внутренний кон­фликт, поскольку потребность невозмож­но удовлетворить объективно. И когда что-то ускользает из поля его зрения, он задается вопросом: что у меня с памятью? Но вряд ли сможет признать­ся себе, что с памятью все в порядке, просто его тре­бования к себе невыполни­мы, он не справляется. А по­мнить абсолютно все он стре­мится потому, что боится де­легировать полномочия, опа­сается конкуренции, не хочет делиться властью...

 - Как лучше запоминать информацию, которая все же необходима?

- Взрослый человек, как пра­вило, знает, в какой форме он лучше запоминает информацию -в схемах, при письме, на слух... Этим и надо пользоваться.

 И все же следует понять, какая информа­ция вам действительно нужна, а на запоми­нание чего даже не стоит тратить энергети­ческие ресурсы своего организма. Есть выражение: «Никто не жалуется на свой интеллект, все жалуются на свою па­мять». Безусловно, легче списать все на переутомление, плохую память, чем ис­кать психологические причины, разби­раться в себе. Но любой человек может самостоятельно подумать - почему он не может или не хочет держать в памяти ту или иную информацию.

Если человек замечает, что он начал забывать значимые для него факты, нужно завести запис­ную книжку, которую он может постоянно дер­жать под рукой, записывая в нее всю важную ин­формацию непосредственно после ее получения.

Если наблюдается «хроническая усталость»:

установить как минимум 8-часовой промежу­ток для сна, снизить общую профессиональную загруженность, выделить время для активного отдыха, спорта, пребывания на свежем воздухе;

- попытаться проанализировать, по возможнос­ти обобщить тот материал, который хуже всего запоминается. Может быть, причина «вытесне­ния» лежит «на поверхности».

 В тех случаях, когда данные рекомендации не помогают или наблюдается значительное ухуд­шение возможности запоминания, грубые де­фекты памяти (например, человек забывает даже то, что у него есть записная книжка, кото­рая требует заполнения), необходимо обратить­ся к специалистам (неврологам, нейропсихологам, психотерапевтам), пройти определенные инструментальные исследования.

                                                                                                 Беседовала Наталья Федотова

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru