error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='1315',showed='1',date=NOW(),ip='3.136.25.249',sess='ijgo0s63k2s3pv8g5eudcv17q1',url='http://mainjob.ru/publications/?view=1315'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Выпускникам первое рабочее место должно быть гарантировано | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Выпускникам первое рабочее место должно быть гарантировано


Владимир Власов
Источник: Работа и зарплата

Чего нет в законодательстве? В настоящее время законодательство в сфере занятости и образования фактически не регулирует вопросы обеспечения первого гарантированного рабочего места выпускникам профессиональных учебных

Чего нет в законодательстве? В настоящее время законодательство в сфере занятости и образования фактически не регулирует вопросы обеспечения первого гарантированного рабочего места выпускникам профессиональных учебных заведений. Закон «О занятости населения в РФ» предусматривает общие положения по проведению государственной политики в области содействия занятости населения, где среди прочих категорий граждан теряются выпускники учреждений профессионального образования.

В указанном законе имеется только одно положение (ст. 25), обязывающее работодателя в случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования производить целевые финансовые отчисления в федеральный бюджет в размере среднего заработка работника данной категории за год.

Очень шаткое положение у выпускников начального и среднего профессионального образования, так как федеральные законы по этим ступеням образования до сих пор не приняты. Каких-либо нормативных актов в отношении постоянной занятости выпускников учреждений профессионального образования до сих пор не разработано. С 1994 года действовало положение об организации временной занятости безработной молодежи «Молодежная практика», но оно касалось трудоустройства молодежи по срочному контракту до шести месяцев. Временная занятость молодежи давала возможность закрепиться на предприятии и работать там постоянно. Однако с переходом в 2001 году на финансирование программ содействия занятости населения из федерального бюджета на «Молодежную практику» выделение денег не планируется.

Так что выпускникам вуза, техникума, колледжа, ПТУ приходится подчиняться законам, которые им диктует рынок труда, и рассчитывать лишь на свои силы. Многие вынуждены идти на биржу труда. Например, в столице за восемь месяцев 2003 года ее услугами воспользовались 7,5 тыс. выпускников. Трудоустроиться смогли не все: 1023 бывших студента получили статус безработного. Заметьте, это данные по Москве, где находятся элитные вузы, промышленные колледжи, и все-таки ситуация не самая лучшая, а что тогда говорить о периферии.

Государство - сторонний наблюдатель

Почему выпускникам сложно трудоустроиться? Причины тяжелого положения дел заключаются в ослаблении роли государства в сфере профессионального образования, основными недостатками которого являются следующие моменты:

- Во-первых, оно по-прежнему ориентировано на государственный профессиональный образовательный стандарт, который часто не учитывает специфику субъекта РФ, структуру его отраслей. В советское время эта проблема решалась административно: существовал институт распределения выпускников. В рыночной экономике государство единолично не может устанавливать этот стандарт. Оно должно вырабатывать его совместно с работодателями и профсоюзами. Поскольку этого не происходит, то подавляющее большинство учреждений профессионального образования готовит специалистов, соответствующих абсолютно абстрактным требованиям, которые на производстве часто не нужны.

Во-вторых, учреждения профессионального образования живут сегодня в режиме выживания. Например, так называемые рациональные бюджеты учреждений начального профессионального образования обеспечиваются государством лишь на 30–40 %. Производственная база устаревает. Каких специалистов можно подготовить, используя в образовательном процессе оборудование и технологии середины прошлого века? О каком качестве обучения можно говорить, когда преподаватели получают заработную плату, не дотягивающую до половины прожиточного минимума? Многие из них вынуждены совмещать основную работу с подработкой на стороне, где больше платят. Редкостью стала практика учащихся на предприятиях, так как за нее последние заламывают высокую цену.

В-третьих, стагнация производственного сектора экономики привела к разрыву традиционных связей между профессиональными учебными заведениями и предприятиями, вызвала значительное снижение спроса на выпускников, особенно начальных и средних профессиональных учебных заведений.

В-четвертых, государство отстранилось от координации деятельности по подготовке рабочих кадров. Никто не готовит макроэкономический прогноз рынка труда, не говоря уже о прогнозе хотя бы по массовым специальностям и профессиям на 5–10 лет, которые являются неотъемлемой частью экономики развитых стран.

Информированность молодежи о потребностях рынка труда на конкретные профессии и специальности оставляет желать лучшего. Самооценка молодых специалистов, ориентированных на зарубежные стандарты, как правило, чрезвычайно завышена. Завышены также их требования к заработной плате, условиям труда, перспективам будущей карьеры.

Вся надежда на работодателя

По нашему мнению, причиной неудовлетворительного обеспечения первого гарантированного рабочего места выпускникам является также отсутствие государственного регулирования прямой и обратной связи между рынком образовательных услуг и запросами работодателей.

Поэтому сегодня многое зависит от заинтересованности работодателей. Только малая часть отраслей (связь, железнодорожный транспорт) и современных высокорентабельных предприятий имеют продуманную систему профессиональной ориентации и трудоустройства выпускников. К сожалению, не все работодатели предоставляют биржам труда полные сведения о наличии вакантных рабочих мест.

Раньше на крупных заводах и фабриках поддерживали постоянную взаимосвязь с профессиональными учебными заведениями для подготовки специалистов. Сейчас этого нет, поэтому нередко выпускники, поступившие на работу в организацию, не имеют возможности повышать квалификацию, не могут составлять конкуренцию ветеранам и вынуждены увольняться, пополняя ряды безработных.

Во многих экономически развитых странах существует налог на подготовку кадров. У нас пошли по другому пути: согласно гл. 25 Налогового кодекса РФ необходимые средства должны поступать из прибыли организаций, что пока под силу только высокоприбыльным компаниям и нереально для убыточных предприятий, удельный вес которых составляет 45 % от общего числа учреждений. В ряде отраслей и секторов экономики эта доля намного выше.

Что делать?

Все заинтересованы в том, чтобы каждый трудоспособный человек был востребован на рынке труда. Для этого необходима четкая система получения профессионального образования в соответствии с потребностями современного общества, дающая навыки адаптации к постоянно меняющимся условиям на рынке труда.

Система обеспечения первого гарантированного рабочего места выпускникам профессиональных учебных заведений должна строиться на основе Конвенции МОТ № 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов (1975 г.), которая устанавливает, что государство должно принимать и развивать всестороннюю и скоординированную политику, разрабатывать программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки с учетом состояния рынка труда.

Необходимо раскрыть замкнутую систему профессионального образования, которая пока находится в единоличном ведении Министерства общего и специального образования РФ. Его постоянными партнерами должны стать общероссийские объединения работодателей, Минтруд России, Минэкономразвития России и профсоюзы.

Органам государственной власти субъектов РФ нужно решать вопросы, связанные с разработкой, финансовым обеспечением и осуществлением государственной политики содействия занятости выпускников, по следующим направлениям:

- выделение в региональных программах разделов, касающихся занятости и трудоустройства выпускников;

- проведение профориентации среди учащихся и студентов с учетом развития производительных сил в регионе, реструктуризации отраслей и предприятий, их потребности в специалистах и квалифицированных рабочих;

- создание банка вакантных рабочих мест для выпускников по заявкам работодателей;

- заключение договоров между работодателями и выпускниками на проведение производственной практики и трудоустройство.

Для этого необходимо совершенствование законодательства в части подготовки Федерального закона «О молодежи», что позволит защищать права и интересы молодых граждан страны, в том числе обеспечить гарантии занятости. Важно разработать и принять федеральные законы о среднем и начальном профессиональном образовании.

Настало время внести изменения и дополнения в Закон «О занятости населения в РФ» в части обязательств органов государственной власти субъектов РФ устанавливать квоты приема на работу выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Нужно включить выпускников в категорию лиц, имеющих преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Необходимо восстановить с 2004 года федеральную целевую программу «Содействие занятости населения РФ на 2004–2005 гг.», выделив в ней специальный блок мероприятий по обеспечению первого гарантированного рабочего места выпускникам профессиональных учебных заведений с соответствующим бюджетным финансированием.

Целесообразно разработать систему прогнозирования потребности в квалифицированных кадрах в отраслях экономики и в целом по России, что позволит учреждениям профессионального образования гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда, обеспечивать высококвалифицированным персоналом вновь вводимые производственные мощности и организации сферы услуг.

Благодаря принятию необходимых мер наши выпускники смогут уверенно вступить в самостоятельную жизнь, и трудовая карьера каждого из них обязательно сложится.

Владимир ВЛАСОВ

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru